Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2016 г. 12:13

148

3

Я очень люблю книги издательства «Текст» из серии «Первый ряд». Порой здесь можно найти удивительные романы, по силе не уступающие признанной классике или широкоизвестной современной литературе. Однако «Немой пианист» Паолы Каприло, увы, не тот случай.

Сюжет романа словно продолжает знаменитую книгу Алессандро Барикко «1900-й. Легенда о пианисте»: молодого человека находят на берегу моря, мокрого в смокинге, будто потерпевшего кораблекрушение или еще что похуже. Находит его медсестра местной психбольницы, из тех старинных, представляющих собой огромный особняк с колоннами, только на окнах решетки. Молодой человек не разговаривает, и его оставляют как пациента. Однако время проходит, а он только сидит, не реагируя ни на кого, словно пребывая в неведанном никому мире.

Потом оказывается, что он пианист. Играет он великолепно, так, что и пациенты, и медсестры, и даже главный врач очарованы музыкой и каждый вечер приходят его слушать. Немой пианист становится легендой, о его истории пишут все газеты, его фотографии мелькают на страницах глянцевых журналов, он становится знаменитостью, а его тайна — самой обсуждаемой на всю страну (и даже мир).

Каприоло взяла эту странную историю о немом пианисте из СМИ. Поговаривали, что тот молодой человек — обманщик, просто он хочет своей немотой и великолепной игрой привлечь внимание, играет не музыку, а разучивает pr-ход. Чем дело закончилось в реальности, я не знаю, можно погуглить. Мне гораздо интереснее то, какие варианты предлагает нам автор.

Вчитываясь в произведение, вы столкнетесь как с историями пациентов, которым то ли навредил, то ли помог пианист; узнаете о таинственной влюбленности медсестры, которая нашла этого молодого человека на берегу; прочитаете множество странных писем с версиями происхождения немого пианиста. Правдива ли какая-то из них? Покажется, что абсолютно любая, ведь каждая история — точно про него.

Пациенты также будут рассказывать свое прошлое, и в каждой истории, о чудо, будет фигурировать пианист, где бы эта история не произошла: в Освенциме или Зальцбурге, в Венеции или Париже... Загадка? Да. Тут же задаешься вопросом, а не столкнулись ли мы с падшим ангелом, которому дан талант, невозможный для человека — открывать души с помощью музыки. Или это ангел смерти, играющий прощальную песнь и пришедший забрать кого-то с собой?

История добротная, но не идеальная. Красивая, но не великолепная. Просто хорошая. Если вы хотите отвлечься на часок другой и погрузиться в проблемы людей с психическими отклонениями, периодически смакуя описания музыки с таинственными историями о происхождении пианиста, то читайте.

Я же к этой книге больше не вернусь, однако Каприоло меня заинтересовала, и мне бы хотелось прочитать у нее что-нибудь еще. Жаль, что пока больше ничего не переведено.

И отдельное спасибо автору за концентрацию на «Зимнем пути» Шуберта. Скачала, слушаю, нравится.