Больше рецензий

Kirael

Эксперт

Эксперт по кофе, чаю и бессонным ночам

14 марта 2016 г. 22:18

407

4.5 Когда Бог создал кухню, ванную и туалет...

Когда Бог создал кухню, ванную и туалет, провел свет и пустил воду, он создал по подобию своему, таракана - и уже перед тем, как пойти поспать, наскоро слепил из отходов человека.

Неожиданно приятно. Современная российская литература, увы, вызывает у меня лишь опасения. Поэтому отрытый в глубинах подборок Шендерович, оказался сюрпризом-открытием. Во-первых потому, что сборник стоящий. Это чувствуется с первых строк одноименной повести. Во-вторых, потому что сборник ровный. Редкое явление. Даже по отдельности все рассказы вытянут минимум на твердую четыре (не знаю, почему поставила 4,5 - наверно, заложила возможность роста). В-третьих, сборник довольно разный. По смысловой нагрузке, подаче, исполнению. Оставив за спиной триста с копейками страниц, я все еще не могу сказать, что знаю Шендеровича, узнаю Шендеровича или что составила достаточно полное мнение о его творчестве. Могу только пообещать, что знакомство продолжу обязательно.
Чтобы не было слишком сладко, добавлю ложку гадости (кажется, это будет единственная горчинка в хвалебной простыне). Судя по всему, Шендерович любит малую форму и сборниками балуется. Так вот, мнение ханжи: произведения в сборниках не должны повторяться ни при каких обстоятельствах. Разве что один и тот же рассказ можно попробовать уместить и в сольный, и в межавторский сборник. Изначально выбор стоял между "Рептилионом" и "Схевенингеном" - в двух наугад выбранных книгах повторялся как минимум сам Схевенинген. Зачем платить за одно и то же произведение два раза? Прежде чем кричать об авторских правах и закрывать к своим шедеврам доступ в интернете нашим авторам стоит пересмотреть взгляды на маркетинговую политику. Но вернемся к содержанию.
Рассказы у Шендеровича ооочень короткие, в то же время наполненные, концентрированные. Поэтому извиняюсь за простыню - очень уж хочется объять необъятное. Если попробовать обобщить направленность идей, выберу цитату, с которой я начала. Человечество как второсортный продукт. Вроде и слеплено красиво, но гадкая червоточинка травит и травит душу. Хотела сказать, что есть там рассказы и о любви, и о войне. Но потом пробежалась глазами по содержанию. Дурацкая червоточина, которая портит жизнь не только окружающим, но и самому человеку. Сильно. Смело. За душу. От себя порекомендую ознакомиться хотя бы из чувства патриотизма.

Ну и отдельно по произведениям. Выборочно, ибо на каждом остановиться не получится.
Схевенинген. В номинации "задумка" в числе лидеров, но даже не в первой тройке. Выигрывает за счет объемов. Размах повести позволяет разгуляться, продемонстрировать авторское умение завораживать и создавать атмосферу. В последующем я не раз жалела, что тот или иной рассказ не раздули также как Схевенинген до нескольких глав. Разбитое повествование-мозаика. От нескольких, точнее о нескольких лицах. Кусочки постепенно складываются в историю, в суть. Красиво и сильно.
Серия армейских рассказов. Червоточина разрастается до размеров яблока, ничего "живого" не остается. Противно от того что правдиво. Больше всего запомнился самый светлый, самый простенький и самый легкий рассказ - Ветер над плацем. Рекомендую. Ирония то ли о человечестве, то ли о самой жизни.
Серия рассказов советской тематики, разбавленная семейной темой (День из жизни, Сливы для дочки - очень сильно и больно. Опять же рекомендую). Довольно жесткая сатира. Из всех предыдущих тема мне наименее близка. Но, как уже было сказано, каждый рассказ по отдельности - вещь стоящая.
Последняя часть. Рассказы с легким уклоном в магический реализм или сюр. Мёд души, патока глаз моих. Человек с плаката, Дорога, Музыка в эфире, Вечное движение... (а я ведь перечисляю по порядку). Передохнем. Игра с читателем и сюжетными поворотами. Свыкнувшись с серыми буднями сатиры и реализма, перестаешь ожидать подставу.
Ну и завершающая четверка - более объемная, по сравнению с предыдущими. Здесь уже скорее игра формы, изложения. А еще чувствуется, с какой любовью Шендерович писал. Читаешь - и вместе с автором тащишься от написанного. Особо выделю последние два - Трын-трава и Лужа. История России-Матушки в двух рассказах. Или не так. Два рассказа вскрывают поднаготную русского народа и приоткрывают тайну, почему все сложилось так, а не иначе.

Господа, - говорят, бывало после хорошенького брифинга - кто облевал сортир? Нельзя же, господа! Есть лужа....

Лужа - это шедевр! И Трын-трава - шедевр! Прочитайте хотя бы эти два рассказа, обязательно прочитайте!

Матросы с уважением прислушивались к басурманской речи; иноземных галлюцинаций они не понимали, но масштаб разумели.

Если честно, хочется советовать просто всем. А потом стоять рядом с лопатой на перевес, дабы убедиться, что прочитали. Но поскольку я реалистка, хотя бы просто выпишу вниз самые-самые впечатлившие меня точки. Может, хотя бы до них кто-нибудь доберется.
Вердикт дня. Российская литература не умерла. Она существует... Где-то... Под кучей зловонного...
Короче, дерьма бояться - Шендеровича не найти!

Ветер над плацем, День из жизни, Сливы для дочки, Человек с плаката, Вечное движение, Дорога, Лужа (ах, Лужа!), Трын-трава.

Долгая прогулка, мартовский полет маргинальных мух в компании с Balbeska , littleworm и sireniti
Книжное путешествие, лабиринт минотавра.
ШВ, 3А класс

Комментарии


ах ты какая. еще и к КП прикрутила)
а где твои фанатские восклики)?
кто последний пишет рецку, тот будет добивать план...гы


У меня восклицательные знаки в рецензии из серии "что это за говно?!!!!!!" получается вставлять. А это моя прелессссссть


так надо было включить слюнявого фаната)))


Еще и ШВ, кстати))


ну ШВ это святое) это обязательно, а вот как ты шустро в КП сработала))


это что же- я буду?!!!!!!!!


а у тебя хорошо получается)))


В комментах да)


А ты рецензию - в форме диалога!!


И сплошные восклицания)


Очень интересно) благодарствую)


давно прочитала, но небыло времени сказать что ты умничка))