Больше рецензий

SaganFra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2016 г. 09:52

2K

5

«Черный принц» самый известный роман британской писательницы с ирландскими корнями Айрис Мердок. Это многоуровневый роман, где темы любви и искусства сталкиваются в неравном бою. Вообще, противопоставление этих двух категорий весьма характерная черта творчества писательницы. Айрис Мердок с точностью ювелира описывает целую гамму чувств и состояний: муки творчества или творческое бесплодие, запретная любовь или угрызения совести, состояние ревности любовной и ревности творческой, зависть к успехам других на литературном поприще и просто ожидание музы. И вот муза пришла…

Писатель средних лет Брэдли Пирсон (Black Prince) за всю свою творческую жизнь написал всего три книги. Нет, он, конечно, мог стать своего рода пишущей машинкой, выпускать каждый год несколько романов, чтобы поддерживать интерес публики. Грубо говоря, стать хорошо продаваемым писателем (как его друг Арнольд Баффин), стать попсовым. Но, нет – это не его дорога. Ему удалось сберечь свой талант в чистоте и выпускать только «настоящие книги». Но, где черпать вдохновение? Книги рождаются от одиночества и от любви. Любви! Ведь, каждый творческий человек должен быть хоть немного влюблен.
Любовь пришла к Брэдли как наваждение, закрутила его в безудержном порыве приятных эмоций, смела рамки приличия и нивелировала общественное мнение. Бредли воспылал любовью к едва повзрослевшей дочери свого друга писателя Джулиан Баффин. Со стороны может показаться, что писательская зависть к популярности у читателей Арнольда Бафиина сподвигла Брэдли Пирсона отомстить ему, закрутив роман с его дочерью. Но это совсем не так. Любовь и увлечение главного героя подлинные и не вызывают сомнений. Юная Джулиан видит в Брэдли учителя-интеллектуала, наставника, гуру. Для нее он настоящий писатель, не то, что ее отец – потакатель публики и массовик. Не понятно, что задевает больше Арнольда Баффина – то, что его дочь выбрала эталоном в творчестве Брэдли Пирсона, или возрастная разница влюбленных. Вот тут и звучит во весь голос главная фанфара романа – любовь или искусство?

Этот роман относится к разряду высококачественной интеллектуальной прозы. Размышляя о Высоком, Айрис Мердок напрямую ведет диалог с читателем. Она бросает вызов, заставляет задуматься о сосуществовании высоких материй и обыденности. Не всегда в этой схватке есть победитель. Но пытаться, однозначно, стоит. Это чтение для читателей с хорошим литературным вкусом. Качественный актуальный в любое время роман!

Книгоград

Комментарии


Спасибо за рецензию,теперь планирую прочесть эту книгу.


Спасибо за внимание.


Очень в свое время понравилась эта книга, а посоветовал мне ее тоже достаточно интересный человек. поэт, музыкант, артист. Действительно стоящая книга, если после ее прочтения, потом целую неделю, а то и две, ходишь так, обдумываешь ее. Потом на ее тему стихи пишутся, эскизы делаются в блокноте. Что лично мне понравилось, так это балансирование на грани чувств и пошлости. Что можно было сделать пошло, сделали красиво, да еще и облекли это в насущный философский вопрос: любовь или искусство. Любовь или желание иметь и обладать. Истиное писательство или популярность и известность. Меня действительно "зацепила" эта книга. Для меня показателем качества литературы является то, что после прочтения какой-то конкретной книги не хочется сразу читать что-то другое. А ты как бы "перевариваешь" прочитанное.


Мне очень нравится творчество Айрис Мердок. Каждая ее книга заставляет о многом задуматься. Есть книги, которые просто растворяются без остатка (забываются). Книги Мердок всегда оставляют послевкусие.