Больше рецензий

7 марта 2016 г. 13:16

1K

5 Улица радости, Улица Молодожёнов, Улица Бойцов Доброго Оружия, Улица Любви...

С чего начать ? Пожалуй начну с того, что будучи сопляком зелёным, аки лист берёзы в самом её расцвете, то есть став студентом, ввязался я в один спор. Дело было так. Отмечали мы день, этого самого студента что ли, или ещё какой-то праздник, уж не помню. Не суть. А суть в том, что я бил себя кулаком в грудь и доказывал одному малому, в общем-то адекватному человеку, что нет великих женщин. Ни среди писателей, ни среди художников, ни среди учёных, за не имением парочки, составляющих исключение, которые тем паче подтверждают мои слова. Мой оппонент был уже изрядно принявши на грудь и смотрел на меня, как Илья Муромец на детёныша Змея Горыныча. Сей факт меня не смущал и я с упорством быка тугодума, продолжал доказывать своё. К слову сказать, ещё лет эдак пяток, оставался при своём ошибочном мнении. Заблуждение моё, постепенно жизнь корректировала, обламывая всё чаще, покуда не прочитал я роман писательницы Галины Николаевой "Битва в пути".

Не скажу, что я за все 37 так уж много прочитал. Отнюдь. Но вот какая штука : на данный момент, эта книга стала для меня если не настольной, то одной из лучших уж точно. И было бы крайне расточительно на этом закончить, поставить точку и более ничего не сказать. А сказать хочется так много, что мысли путаются и разбегаются. Кто читал и кого книга сильна захватывала, думаю меня поймёт.

Так вот. Что такое роман "Битва в пути" ? Простая история ? Нет. Книга об ушедшей эпохе ? Отчасти. Книга о производстве. Тоже отчасти. Может быть она о любви ? И без этого не обошлось. Об отношениях человеков ? То да. В общем, если всё суммировать, то как сейчас принято говорить, на выходе получится сильнейшее и мощнейшее произведение, сравнимое даже не с великими трудами Толстого и Достоевского, а именно со СТРАНОЙ, с ДЕРЖАВОЙ, с РОДИНОЙ!!! Понимаю, что слова мои звучат пафосно или даже очень пафосно. Что поделать ? Таковы эмоции после прочтения.

И опять возвращаюсь к тому, что книга написана Женщиной!!! Как ? Как скажите так можно знать и производство, вплоть до последнего заводского винтика, и человеческую душу, русскую душу, мужскую психологию, историю, химию и ещё много чего. Михаил Юрьевич, тот что Лермонтов, именно про таких как Галина Николаева написал : "Да, были люди в наше время".

Ну, с эпитетами, вроде бы всё. Теперь о самом главном. Роман написан мастерски с точки зрения композиции. Каждой главе дано своё название и вместе с тем, все главы так или иначе цепляются друг за дружку, как колечки в цепочке. Никаких провалов, расхождений или обрывов, обрезов. Всё сделано так утончённо и филигранно, именно композиционно. Таперича далее.

Многие конечно же читали роман "Мастер и Маргарита". Нет, у Галины Николаевой нет чего-то подобного, хотя...как посмотреть. Пришла же мне мысль в голову сравнить эти два произведения. А почему ? Наверно потому, что у Булгакова Воланд, а у Николаевой Вальган. Произнесите эти две фамилии вслух и уловите нечто очень и очень похожее. Ну, а уж когда непосредственно встретитесь на страницах романа с директором завода Семёном Петровичем Вальганом, то уж тут, как говорится и к баушке не ходи, чем не булгаковский месир. И это при том, что Галина Евгеньевна, не старалась копировать Михаила Афанасьевича, ни старалась подражать в манерах и чертах, а просто напросто получилось само собой. Да как получилось!!! Ух!!! Раз у нас уже в наличие имеется один плохой дядька, стало быть приспело время показать и хорошего, коим несомненно является Дмитрий Алексеевич Бахирев, главный инженер завода. Смотрите, совсем не звучная фамилия. Больше того, когда автор начнёт описывать его внешность, то до героя Пирса Броснана ему прямо скажем, как до луны. Чего стоит только одно прозвище "Хохлатый бегемот". И вот этот самый "Хохлатый бегемот" наделает такого шуму, такого шороху, что лучше читать, а потом в воображении переваривать, как это было. Куды там противостоянию Месси и Роналду!!! Ежели откроете книгу и вчитаетесь, проникнетесь схваткой Бахирев-Вальган, то общество может на какой-то период на вас не рассчитывать. А ведь книга зиждется не только на том. В ней действительно много всего и в таком достатке, количестве и ассортименте, что каждая глава, как некое лакомство. Взять к примеру главу "Тинка-льдинка-холодинка". Рассказ про маралёнка. Как вспомню, так и сто тысяч муравьёв пробегают по кужей вкупе с пятью миллионами гусей.

Разумеется и это не всё. В романе, множество дельных мыслей, которые шагают не сами по себе, а согласно купленным билетам. Выпишешь парочку, на заметку, глядишь чего-то и по хорошему шурупить начнёшь, право слово, быть тому. Например такая цитата из книги : "Настоящего человека перехвалом не испортишь. Но если наградить, перехвалить человека корыстного...честолюбивого...ограниченного...Он же тотчас поверит в своё совершенство!". Или вот другая цитата : "...Кукольно-красивые, выхоленные лицане производили на него впечатления. Он помнил, как отец его говорил собутыльнику :"Нацепи на швабру фасонную юбчонку - мозгляки вроде тебя готовы! Настоящего мужика тряпками не обманешь! Он под семью сермягами почует, какая есть баба и чего она стоит...".

Если не убедил, то как говорил герой Шукшина : "Тода я заткнулся". А впрочем, почему-то не хочется заканчивать разговор об этой книге. Не хочется и всё тут. Продолжение банкета ? Извольте. Роман не стоит считать агиткой, пропагандой или чем-то подобным, хотя идеи на эту тему безусловно в книге есть. Просто, когда погружаешься в мир этих людей, то забываешь про себя и живёшь только книгой. Чего ещё желать, спросите вы ? Не знаю, разве, что читать такие вот вещи, срубающие тебя под корень.

-А что такое талант ?
-Когда перед тобой подлинное искусство, ты ещё не успеешь разобраться, что, как, почему, а уже чувствуешь неповторимость. У таланта всегда своё лицо, и поэтому талант часто спорен. Бесспорна посредственность.

Этот диалог говорит, что не только сталью и металлом, пропитан дух книги. Не просто досужие разговоры об искусстве, не просто робенькая попытка приоткрыть какую-то там завесу, а грамотное и профессиональное, подтверждённое жизнью и проверенное на практике, выстраданное, если хотите, мнение автора. И в который уже раз, поражаешься знанию жизни, всем нюансам и тонкостям, которые Николаева преподнесла блюдечке. В частности, как восхититься таким вот : "Боишься стремнины - ищи тихой речки". Сродни есенинскому : "Любовь - это купание, нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду. Если будешь слоняться вдоль берега по колено в воде, то тебя только обрызгает и ты будешь мёрзнуть и злиться". А вот, что про любовь говорит Галина Николаева : "Любовь становится весомой и сверкающей, как сгусток обработанного металла, когда жизнь на полном ходу вонзает в неё свои резцы".

А ещё эта книга ни на толику не лишена, искры здорового юмора, чему свидетельство : "Ахал бы дядя, да на себя глядя", "Схватились баран с козлом, помутилась вода с песком". Повторюсь, что фразы эти, идут синхронно повествованию, пребывают там и тогда, когда это нужно и необходимо.

Ну, наверно мог бы ещё написать, да уж хватит, уж хватит...испытывать терпение...)))