Больше рецензий

1 февраля 2016 г. 18:36

281

3 SNUFF, попкорн и филология

Долго думала, какую же оценку поставить этой книге? С одной стороны, за поворотами сюжета было интересно следить (но не всегда), с другой - слишком много в ней несуразностей и редакторских ляпов (может быть, в бумажном варианте роман будет более "причёсанным"). Но общая неряшливость - далеко не единственный недостаток "Молота ведьм".

Роман "Красные цепи" - его предшественник, он же литературный дебют петербургского филолога Константина Образцова, получился более ладным и, как сейчас модно говорить, атмосферным. Такой фантастический детектив выходного дня с нарочито нуарным флёром: трущобами, сумасшедшими художниками и упырями, порождёнными "гнилым, склизлым городом", - точь-в-точь, как завещал нам когда-то Фёдор Михайлович. Константин Образцов Достоевского чтит и щедро эксплуатирует эсхатологический миф о Петербурге во всех своих вышедших книгах.

Дома по сторонам узкой улицы становились ниже, грязнее, теснее сбивались в слипшиеся ряды, как бродяги, съёжившиеся под промозглыми морскими ветрами. Вдалеке замаячили портовые краны. Это было самое сердце Коломны, район кривых переулков и извилистых, загаженных речек, прорезающих тут и там болотистые берега, которые с трудом удерживали на себе тяжкий груз каменных зданий и памяти прошлых эпох. Здесь всегда висел тусклый туман, заметный то больше, то меньше, и пахло несвежей водой, старой сырой штукатуркой и плесенью, а иногда, когда ветер задувал сюда воздух с залива - солью и гниющими водорослями.


Кроме нарочитого воспевания эсхатологического мифа, автор любит щегольнуть знанием прочитанных за время учёбы на филфаке книг. Иногда, кстати, это смотрится вполне себе симпатично, иногда - не то чтобы очень уместно. В "Молоте ведьм" реверансов альма-матер и своей книжной полке всё же поменьше, а вот кровавого попкорна и порнографических вставок - ещё больше. Собственно, это мне и не понравилось. При этом в романе по-прежнему есть мифологические и исторические рефлексии автора на вечно-заезженную тему мистической природы Петербурга, но всё-таки больше раздробленных пальцев, обожжённой кожи, убитых во время ведьминских ритуалов младенцев, ну и, конечно, ворох сексуальных извращений в исполнении порочной студентки филфака, издевающейся над профессором (почему-то так и тянет саркастически рассмеяться).

Не понравилась и непроработанность некоторых сюжетных линий и мотивировок (незримое присутствие Гронского, притом, что "Красные цепи" сулили чёткий и эффектный I`ll be back; плюс поведение Алины - не вполне логичное, не раскрытое до конца, несмотря на внушительный объём романа). Прибавьте к этому фантастический финал и некоторые говорящие имена героев: взять, к примеру, художника-некрореалиста Ивана Каина и главврача психиатрической больницы Арсения Виленовича (!) Отченаша. В общем, чуть переиграл Константин Образцов с постмодернизмом и китчем.

В целом - читабельно, но как-то хочется большего. Возможно, автору (не лишённому литературного дара) удастся раскрыться с интересной стороны в будущем. Или в крайнем случае сделать что-то в духе "Красных цепей" для выходного дня.