Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2016 г. 10:26

259

5

Прочитав "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", я ещё постеснялась добавлять Филипа Киндреда Дика в число любимых писателей, хотя уже почувствовала, насколько он выделяется из всей той массы фантастики, которую мне приходилось читать. Но что такое одна книга для столь серьёзного заявления? Теперь же, когда дочитана последняя страница "Убика", держаться нету больше сил. Находясь в здравом уме и крепко памятуя о том, что я позиционирую себя как человека, от любви к фантастике весьма далёкого, помещаю вышеупомянутого писателя в категорию "избранное".

Мир "Убика", как и его сюжет, в ретроспективе кажется чрезвычайно простым. Это некое абстрактное будущее, в котором люди уже начинают неспешную колонизацию космоса; не так уж важны технические подробности, можно лишь сказать, что особенно страшным это будущее не назовёшь, с постапокалиптическим антуражем "андроидов и электроовец" не сравнить. Конечно, синтетические продукты, пластик повсюду, необходимость оплачивать каждое движение даже в собственном доме (как в "Незнайке на Луне", помните? Вот и здесь: открыть холодильник - пять центов, пустить горячую воду - четвертак, выйти за дверь - гони монету) - всё это отнюдь не рай, но ведь и сейчас мы не в раю живём, верно? В этом мире существуют люди с пси-способностями, а также люди-нейтрализаторы, и всё это тоже не слишком важно - так, повод для завязки сюжета. Что действительно важно, так это мораториумы.

Мораториум - единственный вызов этих людей будущего, единственное качественное изменение в их жизни. Особые технологии позволяют поместить умершего человека в "полужизнь", сохранить его ментальную сущность (его сознание? его душу?) и сделать возможным его общение с живыми людьми. Это лишь отсрочка, окончательной смерти не избежать - но само существование мораториумов меняет картину мира. Вроде как жизнь после смерти становится доказанным фактом, "Книга мёртвых" - едва ли не официальным документом, всяк становится теологом и готов рассуждать о перерождениях... но никто не знает, что именно создали люди, создав "полужизнь", в какие сферы вторглись и как это повлияло на реальность. У меня есть кое-какие мысли по поводу, изложу их в спойлерной части рецензии.

При всей кажущейся простоте, "Убик" полон загадок. Собственно, когда его читаешь, ни о какой такой простоте и не думаешь, наоборот, всё кажется очень запутанным, каждая истина подвергается сомнению, стремительно меняются догадки и подозрения, сюжет полон напряжённых моментов и ложных путей - короче, слово "захватывающий" кажется мне недостаточно сильным. Любопытная особенность: персонажи романа как раз таки особенных сомнений не вызывают, первое впечатление о каждом из них в итоге оказывается верным, но это совершенно не мешает теряться в догадках, кто здесь враг, лжец и предатель. Это не говоря обо всех остальных загадках сюжета - даже в финале, когда всё, казалось бы, разъяснилось, неожиданно всплывает парадокс, требующий размышлений. Да что там, я до сих пор терзаюсь сомнениями, правомерно ли "Убик" называть киберпанком. Уж очень он своеобразный.

Впрочем, Филип Дик - явление неповторимое, и кому, как не ему, быть своеобразным? У его романов какой-то совершенно особенный привкус, вызванный, возможно, необычной теологией, очень тесно связанной с реальностью. В книгах Дика такие мистические элементы как Бог или душа, столь же реальны, как холодильник и губка для посуды, но по-прежнему необъяснимы. Непостижимое сочетание. У него всегда есть неожиданные детали для отвлечения внимания, и прячущаяся за ними глубокая концептуальность.

Вообще "Убик" продолжает темы, поднятые в "андроидах и электроовцах", только уже не так явно и прямолинейно. Прежде всего, конечно, это тема эмпатии, очевидно, очень важная для писателя. Способность сопереживать - пожалуй, самая ценная человеческая способность по Филипу Дику. Я бы назвала это его гуманистическим идеалом, и с этого ракурса видно, что его книги не просто увлекательны, в них есть нечто большее, некий призыв. В "Убике" разворачивается борьба, но это не борьба человека с корпорацией, или хакеров с искусственным интеллектом, или абстрактного добра с абстрактным злом. Это борьба садиста, взирающего на мучения других с отстранённым интересом, и эмпата, всё на свете принимающего близко к сердцу. Показательно, что главный герой, размышляя, сможет ли он жить в прошлом, согласен смириться со всем, кроме жестокого и нетерпимого отношения к другим людям. То есть самое ценное в развитии человечества - не техника, не освоение космоса, а изменение менталитета. Впрочем, я уже начинаю говорить банальности.

Как бы то ни было, Филип Дик для меня - совершенно особенный писатель, и его книги я определённо буду советовать всем, кто не успеет увернуться. Ну и "Убик" - выше всяких похвал.


ахтунг! дальше будут спойлеры!
Джо Чип спрашивал, что такое "Убик", потому что ещё не освоился в мире полуживущих. Думаю, немного позднее у него отпали все вопросы. Я могу ошибаться, конечно, но мне кажется, что весь мир полуживущих - это мир концепций. На это есть намёк в романе, когда телевизор регрессирует в радио - оговаривается, что регресс есть не просто перемотка времени, это именно смена представления о предмете, то есть его концепта. Я хочу сказать, что Элле не потребовалось изобретать "Убик" так, как его пришлось бы изобретать в реальности - продумывать список ингредиентов, создавать научную базу... Ей потребовалось представить баллон-распылитель с надписью "Убик", и создать идею вещества, защищающего от распада и смерти. Точно так же, как эту идею создал бы писатель. И точно так же она придумала сертификат о поставках этого вещества, не ломая голову над тем, откуда и как его будут поставлять - сертификата уже достаточно, достаточно нужного образа. Ну а что там внутри баллона и как именно оно работает - да боже ты мой, какая разница? Мне это нравится, потому что я думаю, что именно таким и должен быть мир, созданный силой человеческого сознания (а реальность полуживущих я понимаю именно так).

Хотелось бы ещё понять, в чём суть взаимопроникновения реальностей живых и полуживущих. Ведь оно началось раньше, чем Рансайтер вытащил из кармана монетку с профилем Джо Чипа, оно началось со снов, в которых команда Чипа получила угрозы Джори - будучи ещё живыми и здоровыми. Возможно, создав мораториумы, люди вторглись в какую-то запретную сферу? Или же они действительно создали целый параллельный мир, который начал влиять на их реальность? И если души действительно перерождаются, то как исказился этот процесс из-за полужизни? Когда Элла говорила о красном клубящемся свете, мне почему-то представилось рождение ребёнка - но может быть, я увидела намёк там, где его нет, или расшифровала неправильно? Говорила о простом и понятном мире, а у самой столько вопросов осталось.

P.S. Пат Конли - вылитый андроид из "Мечтают ли андроиды об электроовцах".

Особая благодарность выражается организаторам игры ФФантГейм, с чьей подачи я начала активно читать фантастическую литературу и знакомиться с лучшими её представителями. Хотя в игре царствует свободный выбор, необходимость подбирать к каждому туру десяток ФФ-книг, которые было бы интересно прочесть, оказала на меня самое что ни на есть благотворное воздействие и заставила пересмотреть свои взгляды на направление в целом.

Комментарии


Спасибо на добром слове в адрес ФФантиков) Надеюсь, что и в дальнейшем чтение фф-книжек не разочарует)


Не разочарует, я уже вошла во вкус))
И как же не сказать доброе слово в адрес игры, благодаря которой я наконец-то открыла для себя Лема, Ф. Дика и Саймака^^