Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2016 г. 17:49

1K

4.5

Необычайно интересная книга. С того времени, когда я что-то читала на эту тему, наука и в т.ч. подтверждение эволюционной теории весьма продвинулись вперед, в первую очередь благодаря генетике, причем особенно в последние 15 лет. Происхождение жизни, ступени ее развития на Земле, катастрофы и волны вымирания видов, происхождение человека, наши родственники шимпанзе и неандертальцы... в общем, Земля и все-все-все :)

Плюс интересные сведения о жизни Дарвина и о современной борьбе эволюционистов и креационистов в США - оказывается, там на эту тему идут целые баталии. Поскольку каждый штат имеет право устанавливать свои нормы, в т.ч. в образовании, периодически то там, то сям побеждают креационисты, которые начинают изымать из школьной программы сведения об эволюции, в результате - возмущение общества, судебные процессы и пр. Я думала, что в США такой дремучести уже нет, а оказывается американцы с ума сойти какие благочестивые )) С др. стороны, показательно, что там это предмет настоящих общественных дискуссий и после судебных разбирательств эволюционизм возвращается на свое место. Помнится, лет 20 назад я читывала какие-то креационистские рассуждения о том, что будто бы Дарвин - шарлатан, ничего не доказал, что его теория не подтверждается научно и всякое такое. Наверное, и сейчас еще полно народу так думает.

Конечно, по религиозной космологии и антропологии наука нанесла сокрушительный удар, но если говорить о Боге вообще, вне рамок конкретных религий, мне кажется искусственным противопоставление эволюции и "разумного замысла". Собственно, сам Циммер в конце отмечает, что эволюция это во многом плод случайных (с нашей т.з.) мутаций, которые могут пойти так, а могут и иначе. Однако то, что они произошли именно так, а не иначе, может быть плодом некоего разумного эксмеримента, хотя и неочевидного для нас. Сам Дарвин, кстати, атеистом не был, "Происхождение видов" писал будучи верующим христианином, а если к концу жизни почти пришел к агностицизму, то не из-за науки, а из-за несчастий в личной жизни (на него очень тяжело повлияла смерть любимой дочери). Скорее, надо говорить не о "замысле" в плане четкого направления эволюции в ту или иную сторону в каждом отдельном случае, а о великом эксперименте Высшего Разума - в общем, опять возвращаемся к "Космической игре" Грофа, только с другой стороны.

Когда канзасский Комитет по образованию в 1999 г. пытался исключить эволюцию из школьной программы, одним из ведущих критиков такого решения был еще один евангельский христианин, геолог из Университета штата Канзас Кит Миллер. «Бог - творец всего на свете, и ничто не могло бы существовать, если бы Бог постоянно не желал его существования, - заявляет Миллер, что не мешает ему принимать эволюцию. - Если Бог использовал и успешно контролировал эволюционные механизмы при создании растений и животных, я не вижу причин, по которым следовало бы отвергать эволюционное происхождение человечества».
Кеннет Миллер, католик и биохимик Университета Брауна (не имеющий отношения к Киту Миллеру), считает, что эволюция оставляет для Бога достаточно места. В книге 1999 г. «В поисках Дарвинова Бога» (Finding Darwin's God) он указывает, что мутации, которые, собственно, и делают эволюцию возможной, происходят на квантовом уровне, поэтому мы не можем знать наверняка, произойдет ли на самом деле данная мутация. Космический луч, пронзая клетку и ее святая святых - ядро - и сталкиваясь с ДНК, может вызвать, а может и не вызвать трансформацию одного из ее оснований. «Ход эволюционной истории может зависеть от крохотной случайности - квантового состояния одной-единственной элементарной частицы», - говорит Миллер. А благодаря принципу квантовой неопределенности, если Бог и вмешивается в эволюцию, направляя мутации, зафиксировать это научными методами невозможно.
Но даже если Бог действительно влияет на ход и направление мутаций, это не значит, что Он контролирует жизнь до мелочей, как микроменеджер. Миллер указывает, что многие христиане давно смирились с тем фактом, что историю человечества направляют случай и обстоятельства, хотя в целом у нее может быть конечная цель; мы просто не в состоянии до конца постичь ее. Природа, говорит он, ничем от истории не отличается. Благодаря все тем же случаю и обстоятельствам жизнь способна самостоятельно эволюционировать. «Бог, который руководит эволюционным процессом, это не беспомощный пассивный наблюдатель, - говорит Миллер. - Скорее Он тот, чей гений породил наш плодотворный мир, где процесс непрерывного творения вплетен в саму ткань вещества».
Миллер считает, что эволюция несет в себе предназначение - и мы с вами часть этого предназначения. «Рано или поздно этот процесс должен был дать Творцу ровно то, что Он искал, - существо, которое, подобно нам, могло познать и полюбить Его, могло понять строение небес и мечтать о звездах; существо, которое со временем открыло бы необычайный процесс эволюции, наполнивший Его землю столь богатой жизнью».
Поскольку Бог создал Вселенную так, что она следует определенным естественным законам, Он дал нам возможность познавать Его творение, но благодаря случаю и обстоятельствам у нас есть и свобода воли, которую декларирует христианство. «Бог отступился от Своего творения не для того, чтобы покинуть Свои создания, а для того, чтобы дать Своему народу подлинную свободу, - пишет Миллер. - Он использовал эволюцию как инструмент нашего освобождения».

Комментарии


Почему бы вам этот Высший Разум, проводящий неизвестный нам эксперимент, не назвать тогда Богом -- да и дело с концом?

Нет, это не пройдёт. Либо разумный замысел, либо эволюция, tertium non datur. Так что определяйтесь. Противопоставление этих двух подходов не искусственно. Оно принципиально.