Больше рецензий

19 декабря 2015 г. 11:35

729

5

Рассказ «Студент» (1894) занимает особое место в творчестве Чехова. Автор называл его одним из своих самых любимых и «наиболее отделанных» произведений. В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства.
На первый взгляд в рассказе, который предельно краток, ничего не происходит. Это «слу-чай» из жизни студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского, который встречается у костра на огороде с двумя вдовами на огороде и рассказывает им притчу о преда-тельстве Христа любимым учеником, и эта притча - единственное событие в рассказе.
Однако мы видим, что в конце рассказа меняется внутренне ощущение героя. Чехов обри-совал ситуацию, когда человеку что-то открывается в жизни и меняется его точка зрения. Итак, вместо повествования о каких-либо событиях в жизни персонажа автор показывает изменение его внутреннего состояния. Рассказ этот многозначен, помимо смены настроения, «пробужде-ния» молодого человека в нем показаны вечные законы бытия.

Тема, которую обсуждает Иван в разговоре с крестьянками Василисой и Лукерьей, - тема предательства. Есть добровольное предательство, которое не может быть названо и объяснено иначе, чем прямое вторжение зла (предательство Иуды) . Но есть и невольное предательство, которое происходит от слабости человека. Процитировав этот из Евангелия, Великопольский пытается поставить себя на место Петра и вдруг понимает, чувства этого человека, отделенного от него девятнадцатью века-ми, он ощущает, как «холодно» было апостолу Петру, когда он отрекся от Иисуса. Герой открывает для себя простую истину: человек противоречив, в его душе постоянно борются добро и зло, и иногда из-за малодушия он отрекается от самого дорогого.

Итак, за видимой простотой и краткостью рассказа разворачиваются глубочайшие горизон-ты и перспективы осознания бытия. Бытовые зарисовки в рассказе сливаются с лаконичным, но емким пейзажем, который показывает изменение душевного состояния персонажа, который не только воспринимает природу, но одновременно задумывается над законами бытия, размышляет о связи времен, о путях человечества.
В рассказе значимы и рассуждения на темы холода и тепла, мрака и света, которые имеют и прямое и обобщенно-символическое значение.
Существенно то, что действие происходит в страстную пятницу. Эта подробность право-славного календаря формирует «евангельский» ассоциативный ряд и меняет масштаб повество-вания: оказывается, что происходившее «девятнадцать веков назад» , тоже «имеет отношение к настоящему» . В рассказе наряду с реалистическими образами и достоверными деталями (дрозды, болота, лужи, лес, «дырявые соломенные крыши» ) множество аналогий, связывающих современ-ность с христианской историей. Например, Василиса и Лукерья – вдовы, те, кто больше всех страдает, они, подобно Марии и Марфе, становятся слушательницами слова Божьего.
На пересечении этих временных координат и возникает миг откровения, в котором подчер-кивается переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде. Субъективное ощущение персонажа – «радость» - событие его внутренней жизни, но случайный эпизод открывает нечто более значительное – закономерность вечного круговорота жизни с неизбежным движением от мрака к свету. Через все повествование проходит образ огня, «костра» (как антитеза мраку) , который является важнейшей метафорой. Сначала студент видит огонек, который светится на «вдовьих огородах» , но этот огонь лишь усиливает отчаяние юноши, потом это огонь костра, который напоминает евангельский костер, в третьей части огонь становится символом будущего пути героя. Итак, «потемки человеческой жизни» озарены светом, напоминающим о «солнце» Преображения Господня.