Больше рецензий

30 ноября 2015 г. 22:13

131

3 небо долго и ясно словно Флоренс

- ...и все-таки уровень писательского мастерства можно определить не только с помощью соотнесения автора с его эпохой. Как говорил один герой, но уже значительно позже, достаточно взять 5 любых страниц его романа чтобы убедиться, что он писатель. Другой интересный момент, как можно понять, что пора остановиться и не написать чего лишнего? Учитывая достижения европейской литературы XVIII века и первой половины XIX не так-то просто было оставаться на прежнем уровне, ведь в 1843 году Диккенс опубликовал Рождественскую песнь в прозе, а это одна из его лучших вещей.
- то есть, Вы предполагаете, что писатель способен почувствовать, что этот максимум на что он способен и после, скажем так, оставить перо и заняться чем-то другим?
- я прошу прощения за то, что неверно выразился, постараюсь говорить точнее. Писатель может написать сколько угодно вещей, главное чтобы он все это переживал, иначе он не может быть великим писателем. Трудно поверить, что в момент публикации романа Домби и Сын (1846-1848), на другом конце океана Эдгар По писал свои прекрасные стихи и они не являлись неотрывной его частью! Отнюдь, так оно и было. В случае с Диккенсом можно сказать, что конкретно Домби и Сын трудно отнести к числу его лучших произведений. Скорее это промежуточная вещь на пути, например, к такому прекрасному роману как Дэвид Копперфильд. Возвращаясь к теме, для писателя важно всегда рефлектировать собственное творчество, иначе из этого мало что выйдет. Диккенс один из таких писателей, которые развивали свое мастерство в течение всей жизни. Если Вы посмотрите оригиналы произведений, Вы увидите, что язык не меняется, он оттачивается. Работа над собой - самая тяжелая работа.
- а кто на Ваш взгляд в это время делает тоже самое? Кроме Диккенса ничего не приходит на ум...
- Виктор Гюго к этому времени уже написал собор парижской богоматери (1831), и пишет Отверженные(будет опубликовано в 1862), активно работает и разрывает листок за листком Флобер, который через 8 лет опубликует Мадам Бовари (1856), одно из гениальнейших произведений всей мировой литературы, которое во многом определило развитие новых направлений и поставило проблему работы с текстом совершенно по-другому. В России Гоголь уже 6 лет известен как автор романа Мертвые Души (1842), опубликованы около десяти лет назад его сборники повестей, здесь же Достоевский пишет Бедные люди (1846) и
Двойник (1848). В Германии работают Келлер, Фонтане и Фрейтаг - несмотря на то великое наследие романтизма, которому очень трудно что-то противопоставить, в эпоху Бидермайер люди работали и писали удивительные вещи. В самой Англии пишут Теккерей, Коллинз, ещё жива Мэри Шелли. Это достойная эпоха, в которой Диккенс безусловно занимает важное место.
- Но что же Вы все-таки скажете по поводу романа Домби и Сын? Для чего он был написан?
- Домби и Сын - это прекрасная вещь, но только если Вы понимаете кто такой Диккенс и как он развивался как писатель. Хотя, Вы знаете, Диккенс в любом случае прекрасен - его роман могут читать и признавать все читатели. Каждый в меру своих способностей к чтению найдет в нем что-то свое. Для любителей ли красивого английского, интересного сюжета, сложных характеров и преодоления превратностей судьбы. Конечно же, для Диккенса всегда важно раскаяние, но ещё больше - это светлые герои, которые могут вытащить на себе надежду, за которой и обращается к книге каждый читатель. Что ни говори, но большинство из нас ждет от книги, что она поможет нам жить дальше несмотря на все трудности, которые одновременно становятся и нашими во время чтения. Флоренс, в этом отношении, весьма показательная фигура. Отвечая на Ваш вопрос, для чего написан роман, я Вам на него не отвечу. Это все равно, что у поэта спросить: Чему учат Ваши стихи? Здесь Вы не подумавши спросили.
- Но ведь я литературный критик, это моя работа знать чему учит литература...
- А через 2 года после нашей публикации Диккенса ушел Бальзак и спустя 13 дней после его ухода родился Ги де Мопассан.
- Если угодно!
- Так вот Мопассан, Вы знаете, это оче...