Больше рецензий

18 октября 2015 г. 20:20

163

Довольно долго откладывая рецензию по этому произведению, но перечитав и пересмотрев экранизацию...
Отсутствие сюжетности заменяет калейдоскоп персонажей. Роман - масштабное полотно, пронизанное осмеянием и резкой критикой ханжества, жажды наживы и власти, торгашества, скудоумия, легкомыслия; пороки вывернуты "кишками" до такой степени, что вызывают приступ тошноты и отвращения.
Смерть богатого старика, чьи родственники-вороны слетаются и практически живом живут в доме, без стеснения шепчась "ну когда же уже!", итогом и проучением им служит воля покойного, не оставившего ни гроша.
Банкир Балстрод удался писательнице - иезуитик, давящий людей откровенным шантажом, ни на йоту не смущаясь и облекаясь именем господа. Сцена убийства им подельника - омерзительна, даже на грани разоблачения, банкир так закосенел в уверенности богоизбранности, что смеет просить снисхождения небес.
Несколько смягчает негативную панораму образов - Терциус Лидгейт, имеющий устремления улучшить систему врачевания, сломить сложившиеся порядки, некомпетентность "коновалов", жадных до золота и не обременяющих себя муками больных. Но и доктор подпадает под зависимость от банкира, практически купившего его молчание, чем нещадно ударяет по репутации и умонастроению. Впрочем, в выборе спутницы, Лидгейт определенно ошибся.
Розамунда Винси - эгоистичная, кичливая мещанка, броско привлекательная, мотовка, пустышка, ценящая разорительное роскошество. Ее нежелание принимать и понимать бескорыстные цели мужа, постепенно парализует и обращает его мечты - в модное и доходное успеяние.
Центральный образ - Доротея, независимая, умная, сильная, наделенная невероятным милосердием, сострадающая чужим бедам и принимающая в них участие, поддерживающая и утешающая. Однако собственный характер, неумение разглядеть пустое хвастовство, приводит к браку с раздражительным стариком. Дора высоко летает, но на деле - ничто не приносит удовлетворения и ощутимых плодов.
Элиот видит ценность жизни в нравственном совершенствовании, довлении разума над чувствами, во имя долга или высокой цели, самопожертвовании.
Роман может утомить тщательностью бытоописания, некоторой идеализацией рабочего класса, но персонажи, диалоги и подача ситуаций стоят как прочтения, так и заслуженно называться величайшим романом 19века.