Больше рецензий

1 октября 2015 г. 12:02

17K

4.5

Одна моя знакомая с пеной на губах доказывает, что Сорокин вообще (и в "Настеньке" в частности) троллит. Дескать вот он написал, чтобы все такие до черта филологи и любители покопаться в постмодернизме полезли искать глубокий смысл, а он такой над ними возвышается до черта манипулятор, хахаха, как я вас ловко провёл, вы тут у меня поплясали под мою дудочку, ну или наелись чего-нибудь из "Нормы".

Разумеется.

Разумеется Сорокин троллит. И возвышается, и хихикает. Но есть одно огромное "но" — этим наполнение повести не исчерпывается, потому что современная литература давно ушла уже из того одномерного пространства, когда одно произведение несло только одну функцию, иллюстрировало только одну идею да и вообще автору можно было сказать только что-то одно, да и то предельно понятно. Наш постмодернизм изрядно припозднился, но всё же многоходовочки догнал. Начиная с Сорокина, но им не заканчиваясь.

Поэтому, конечно, Сорокин троллит. И в "Настеньке", и в "Норме", и в остальных своих произведениях. Конечно, он просчитывает реакции читателя: у фиалок сразу бомбанёт и надо будет бежать помыться, у спгсников будет зашквар в глубокомысленных трактовках, не_такие_как_все начнут восхвалять или поносить автора в зависимости от нынешней моды (точнее, отталкиваясь от противного, но это ведь то же самое), пафосники будут пытаться охватить взглядом все доступные им слои понимания, как это делаю я; роли распределены, спектакль начался. Беря в руки произведение постмодерниста, сразу надо быть готовым к тому, что этим самым ты как бы подписал читательский контракт: ты включаешься в спектакль, режиссёр тебя по нему ведёт - и не исключён вариант, что весь спектакль пойдёт насмарку не из-за сомнительного режиссёра, а из-за твоей собственной дурной или пошлой игры. Контент "Настеньки/Насти" нарочит и аляповат почти до утрированности, но всё-таки находится где-то на грани. Мне кажется, что Сорокина можно не любить по множеству причин, но не признать в нём блестящего стилистического таланта просто невозможно. Балансирование на той тонкой грани, когда вроде уже пошло, но ещё не противно, постоянно какой-то дискомфорт от стандартных (не слишком ли стандартных?) формулировок и описаний. В мире Сорокина чувствуешь едва уловимую фальшь, но никак не можешь определить, откуда именно она идёт, так что когда включается авральный режим и отовсюду сыпятся кишки, кровь, непонятные звукосочетания и невнятица, то вздыхаешь посвободнее. Чувствовал, чувствовал. Закончись всё милотой, и это неудовлетворённое чувство непорядка так и свербило бы ещё долго, как больной зуб.

Помимо троллинга автор немало вложился в Настеньку, и тут самое время примерить на себя одну из читательских ролей, того самого спгсника, и попроецировать происходящее на собственные ассоциации. Я побуду немножко эгоистом и не буду говорить о том, что можно увидеть в повести вообще, расскажу, каким боком она зацепила именно меня (так что если вы помните собственные экспрессионистические трактовки, то велкам в комменты, всегда интересно, что по поводу таких вещей думают другие люди с иным эмоциональным опытом).
Я человек простой, руки-ноги, голова и брюхо. Поэтому первая же зацепившая меня трактовка тоже очень простая. "Настенька", которую родные с любовью поджаривают и пожирают, всего лишь представляет собой грубоватое овеществление метафоры родительского, покровительского отношения к человеку (а к человеку женского пола - особенно, заметьте, что компашка строит планы на дальнейшие поедания тётенек и девочек, а мужичков гастрономическим вниманием обходит). Родственники в буквальном смысле слова пожирают девушку своей опекой. Да вы и сами, наверняка, с этим частенько сталкивались, как раз где-нибудь за семейным застольем под оливье и колбасную нарезку. Мама и папа без ножа взгрызаются в твое будущее и рассуждают о тебе, как о какой-то вещи, которую надо выгодно вложить под проценты или пристроить, дяди, тети и знакомые видят тебя раз в год как раз за подобным мерзким застольем, но тоже обязательно выскажут свое веское слово, и все поучают-поучают-поучают и говорят, что теперь надо это и это, а потом ещё вот то, а вот у Настасьи Николавны дочка-то ууу, уже трое детей, а твои деньки уходят, надо замуж скорее, ипотеку и шкаф-стенку, два телевизора и работу каждый день, вот я-то уже пожил и знаю такие вещи. Лучше бы на лопату и в печь в такой ситуации, чем смотреть, как из тебя по-живому выгрызают клочья, Настеньке ещё повезло.
Хотя это, конечно, далеко не единственный вариант прочтения.

С Сорокиным, конечно, буду играть ещё. В его правилах игры хотя бы всё по-честному. Да и, в конце-то концов, какой из авторов не манипулирует читателем? Если бы не манипулировали, то и писать книги вообще было бы незачем. Даже одномерные. А то, что от Сорокина так предсказуемо бомбит, — сплошной для него win-win, очень мало писателей способны поставить себя в практически беспроигрышную позицию, где самым худшим вариантом является вялое равнодушие к его творчеству, которое и не худший вариант-то даже, а просто статистическая погрешность для равновесия.

Комментарии


Да ну какая ж это повесть? Рассказик-предисловие к масштабному раблезианскому полотну "Пира"


Да, я для себя тоже определяю как рассказ (а Сорокин, вроде, как новеллу?), но постоянно встречаю отсылки то как к рассказу, то как к повести, так что решила сделать заведомо сомнительный выпад.

АПД: Сейчас в вики залезла, там такая же кочерга. Написано "рассказ, новелла", а в тексте: "Повесть «Настя», по мнению критиков, в некоторой степени пародирует «Пьесу без названия» А. Чехова".


Ну рассказ и новелла это одно и то же. Идеальная форма повести на русском, мне кажется, в 20 веке встречается только у Стругацких: у них можно точняк определить что вот это вот роман, а вот это вот повесть. У остальных всё относительно.
Повесть «Настя», по мнению критиков, читавших критические разборы повести "Настя" других критиков, напоминает им критические разборы "Пьесы без названия" от третьих критиков


Согласна про Стругацких.


Надо "Пир" мне почитать, вот што.

Но Сорокина ужасно читать в электронке, мне вообще не нравится. И упорно не подворачивается на бумаге, хоть ты тресни.


У меня есть где-то Том3, ннада?


Да я сама куплю как-нибудь, хочется почему-то иногда перечитывать.


А кинцо по нему смотрела? Москва, Копейка, 4, Мишень


Нет, я в плане Сорокина вообще стыдливая девственница и понимношку так подбираюсь, понимношку. Хотела вообще вон по порядку читать, но тут Настя подвернулась в распечатке и испортила мне всю статистику, проклятая баба, так ей и надо.


У Платонова в "Котловане" есть персонаж Настя - девочка, которая живёт с котлованокопателями, дочь полка, командует ими как Белоснежка гномами и всякое. По структуре довольно схоже, сорокинская могла вырасти из платоновской


ну и совершенно необходимый для понимания творчества ВГ в целом видеосюжет
https://youtu.be/7x8RcRCYU88


Насти - они такие.


Постоянно жрать хочется во время чтения его.
Это хорошо.


Кушай, никого не слушай


вот так номер! что случилось с вашим лицом?! куда подевался милый ниндзятский оскал? вы попали в "чёрный список"?


А у вас по-прежнему жопа вместо головы, ну хоть какая-то стабильность


У Платонова в "Котловане" есть персонаж Настя - девочка, которая живёт с котлованокопателями, дочь полка, командует ими как Белоснежка гномами и всякое. По структуре довольно схоже, сорокинская могла вырасти из платоновской

браво! а вот моя жопа до такого не додумалась бы


Мы сейчас головы на юзерпиках обсуждаем, но если вы и реальной жизни думаете жопой...


Мы сейчас головы на юзерпиках обсуждаем, а вы признаетёсь, что и в реальной жизни тоже думаете жопой...


Так это... Жарь баб.


Куда мне... старость уже совсем...


Она не в этом смысле. Сковороду бери и жарь.


Я тоже не в этом.


Не знакома с автором, рассказ прочитала только что и наискосок потому что я, похоже, из этих самых "фиалок", но пародию на людишек очень хорошо видно же. Мне по крайней мере привиделось, что здесь о безумии, которое в массе становится нормой и о прочих неприятных свойствах человеческой сущности. И о том, как родители расчленяют будущее своих детишек вплоть до потрошков, само собой, о чём вы написали. Опять же потому что это принято и всегда и всеми так делалось.


Вполне.


постмодерн - он как лакмусовая бумажка. кто что увидел - тот тем и болеет


Миллион лучей добра человеку, который мне глупой объяснит эти КОМО, ЛОМО и т.д. Обожаю "Пир" и Сорокина в целом, но елки-палки, именно этот момент не понимаю((((


Бессмысленные "обрядовые" священные слова, используемые взрослыми состоявшимися людьми, вне контекста смысловой ценности не имеющие, как то: ГЛАВСПЕЦГИПРОТЕХРЫБ, ОПОП, УВД, ЗАКС, ЗАГС, ОМОН, ЕВПОЧЯ


Очень согл с тем, что постмодерн выявляет в каждом свой эмоциональный опыт. А я задалась вопросом об учении Ницше.. Не просто так он тут. А мой эмоциональный опыт отозвался на понятие "преодоление переделов". Люди, преодолевшие нравственные границы, несмотря на тошный ком в горле как от потрошков Настеньки, считают себя сверхчеловеками по отношению к непреодолевшим..