Больше рецензий

13 сентября 2015 г. 12:07

326

4

Некоторое время сюжет бодро скачет по трупам, он занятен и интригующ, читается книга с большим интересом и без особых затруднений - написана она простым человеческим немецким языком, безо всяких языковых кунштюков и постмодернистcких приемчиков; я бы даже сказал, что иногда авторский слог немного простоват. Разговорной и сниженной лексики баран начхал (хотя глагол verwählen- "неправильно набрать телефонный номер" - произвел на меня неизгладимое впечатление), с диалектами автор тоже, слава богу, не пытается заигрывать. Герои в нужной мере оподроблены, но без излишества, им сочувствуешь и симпатизируешь, но достаточно опосредованно, они и оригинальны и в то же время не особо выделяются среди множества других персонажей мировой детективной литературы. Декорации отчетливо кинематографичны и идут по кругу: больница, кладбище, полицейский участок; этому впечатлению способствует множество диалогов и быстрая смена сцен.

Кинематографическая прямолинейность сюжета (здесь Фитцека можно сравнить с Дэном Брауном) делает его несколько глуповатым; в наличии зловещий незнакомец, манипулирующий главным героем, слезовыжимательный das Kind, медленно умирающий от рака, постоянно курящий полицейский психолог, быковатый бандос, когда-то спасенный главгероем от тюряги.

Хотя мотивация персонажей более-менее убедительна (особенно поначалу), развитие событий отдает некоторым упрощением. Впрочем серьезного вреда это повествованию, завязанному на реинкарнацию и переселение душ, не наносит. Большую часть романа занимает беготня героя из локации в локацию в поисках очередных зацепок, так что особых рефлексий нет, а попытки размышлений наталкиваются на понимание бредовости происходящего - да, даже герой понимает, что сюжет у книги... экзотичный.

Однако чем дальше в лес, тем ожидаемо толще партизаны. Где-то на половине книги автор вдруг вталкивает читателя на мрачную изнанку Берлина, отовсюду лезут гнусные фрики, обколотые проститутки, педофилы с напряженными лицами и самые настоящие компрачикосы. Все это сильно дисгармонирует с первой частью (при том, что убедительности не прибавляется) и бьет как пыльным мешком по голове. Происходящее начинает сильно смахивать на дешевенький боевичок с Николасом Кейджем в главной роли. Активно используемые автором кинематографические приемы становятся вешью-в-себе и скорее замедляют действие, чем создают напряжение, особенно это заметно в одной из ключевых сцен книги, происходящей в логове педофилов. Склонность автора использовать набор определенных локаций приводит к исчезновению неожиданности - не то, чтобы повороты сюжета были предсказуемы, но предполагаемы: если, например, герои едут в автомобиле, то очевидно, что "внезапно" в них либо врежутся, либо их обстреляют. Саспенс, столь тщательно выстраиваемый Фитцеком,в результате незаметно испаряется: триллер получается недоношенным.

Впрочем, почти все претензии искупаются концовкой. Выписана она филигранно, развивается безупречно, множество неожиданных поворотов, ранее развешанные по стенам и совершенно забытые мною ружья дружно и громко стреляют, все странности, нелепости и кажущиеся слабости сюжета довольно ловко и убедительно объясняются, и оглядываясь назад, видишь, какую сложную работу проделал автор, продумывая книгу и сводя воедино все линии и стараясь ничего не упустить. В целом получился весьма напряженный (хоть и несколько провисающий в середине) и занимательный детективный триллер, идеально подходящий для экранизации.

Спасибо lustdevildoll за наводку на автора.