Больше рецензий

7 августа 2015 г. 20:15

93

3.5

Я совсем мало читала Достоевского, но эта повесть покорила и удивила меня с первой же страницы - что-то такое мечтательное, лёгкое и чудное переплетение слов, похожее на тонкое кружево, скорее какие-то полутона и намёки, нежели суровая правда жизни и ярко очерченные портреты. Но чем дальше я читала, тем больше сказочная дымка сгущалась, через переплетения слов и размышления уже тяжело было следить за сюжетом, а то, что сначала казалось лёгким, для меня стало пустым и дурманящим - можно сравнить с удушающей летней ночью, когда всё ждёшь прохлады, глотка свежего воздуха и никак не можешь уснуть.
Совершенно безвольные герои, которые ждут своего счастья, что вот оно придёт и постучится в дверь, которые только и знают, что размышлять о высоком, вместо того, чтобы предпринимать активные действия, которые готовы довольствоваться малым, даже собственными фантазиями, вместо того, чтобы сделать попытку выйти из кокона мечтаний и иллюзий в реальный мир.
Герой наш - типичный романтик в самом нехорошем проявлении этого слова, как раз тот, кто за ворохом собственных переживаний не видит (или не хочет видеть?) сути, реального мира, мечущаяся и слабовольная душа. Его правда жалко, как жалко рыбку, выброшенную на берег, как жалко птицу в клетке - он таким родился и не может жить иначе, сам себе построил преграды со всех сторон и теперь не может выйти за пределы этих крепостных стен.
Настенька - это вообще "привет горячий!" Приехала к одному, потом уже готова поменять его на другого, нелюбимого, того, к кому не испытывает ничего, готова променять просто потому, что обратил внимание, доверил секреты своего сердца, выслушал наконец. А потом мелькнул на горизонте тот самый принц, рыцарь с золотых доспехах и всё, нет уже никакой привязанности и дружбы. Вы скажете: "любовь", а мне вот показалось, что ей просто надо, чтобы её любили, ей восхищались, давали ей тепло, ласку, внимание, а сама же она ну как-то уж быстро переметнулась от одного к другому, а потом и обратно.
Что сказать? Жалко нашего героя, совершенно не приспособленного к жизни, к окружающему миру, того, кто так легко готов открыть своё сердце и душу, кто готов отдать всего себя первой же встречной, кого так легко обмануть и бросить при первом же случае.

В произведении много интересных диалогов и мыслей, например:

Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Зачем прямо, сейчас, не сказать что есть на сердце, коли знаешь, что не на ветер своё слово скажешь? А то всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле, как будто все боятся оскорбить свои чувства, коли очень скоро выкажут их…

Но для меня везде какая-то безысходность и непроходящая печаль. То ли виной тому Петербург, который как бы нагнетает атмосферу и создаёт фон, то ли дело в том, что герои в какой-то момент просто надоели, а "умные слова" приелись, хотя весьма интересные зарисовки, полные тонкого психологизма.
картинка vrednayaml