Больше рецензий

Seducia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2015 г. 11:47

677

4.5

Young-adult про чирлидерш – эту технически правильную характеристику книги даже выговорить нельзя без презрительной усмешки.

«Dare me», действительно, про чирлидинг; про смутно знакомую по американским комедиям молодежную культуру, молодежный культ, служительницами которого, кажется, становятся исключительно хорошенькие блондинки с гулким эхом внутри. Мы ничего не знаем об этой красивой и бесполезной картинке, в сущности, не хотим знать; Меган Эббот иронически улыбается и отвечает: «That’s what people never understand. They see us hard little pretty things, brightly lacquered and sequin-studded, and they laugh, they mock, they arouse themselves. They miss everything». За забором американской школы, этой самодостаточной замкнутой системы со своими правилами и своей иерархией, группа чирлидерш - одновременно и элитный боевой отряд, который имеет дело со сломанными костями, кровью, разбитыми прелестными головками, и отдельный микрокосм, который отделен от всего окружающего мира стеклянной стеной. Обеим сторонам совершенно безразлично, что происходит там, где заканчивается красной линией очерченное «мы». Кто-то думает, что там не происходит вообще ничего, - и, боже, как он ошибается.

Конечно, это неплохой, хотя его никак нельзя назвать профессиональным, экскурс в мирок наманикюренных и вечно улыбающихся солдат Джейн, но не только, и не в этом его главная ценность. У Эббот получилось великолепно изобразить исключительно женское пространство в разрезе, и негласное правило, по которому здесь управляется жизнь (а она управляется, и даже когда на место у руля отсутствует конкурс, ее нельзя назвать простой), - нет ничего страшнее скуки. There is something dangerous about the boredom of teenage girls, и от этой страшной, черной скуки, за которой тенью следует тревога и смутное ожидание чего-то, не спасают ни изматывающие тренировки, ни вечеринки, ни интриги, жертвами которых падет любая, самонадеянно пытающаяся занять место, которое ей не полагается. И только когда пирамида рушится, когда все срывается в штопор и за углом раздается рев полицейской сирены, когда все приходит в движение, от которого впору ужаснуться, наступает спокойствие, сравнимое с оком шторма.

У Эббот прописана вся красота, вся притягательность и вся токсичность определенного типа девичей дружбы, которая, на самом деле, ей отнюдь не является. Это отношения, в которых один «делает» другого, и пусть кто-то всегда должен быть капитаном, а кто-то – верным лейтенантом, болезненная созависимость, подпитываемая лишь наполовину осознаваемым эротизмом, распространяется в обе стороны. А потом все несется с места в карьер, потому что психологизм Эббот касается не только прицельного анализа того, что связывает людей, но и их самих.

Повествование ведется от лица Эдди, которая привыкла быть на вторых ролях, которая привыкла быть лейтенантом и правой рукой Бесс с ее тягой к разрушению (в том числе – само-) и контролю. Контроль – основа всего, контроль важнее всего, и именно борьба за контроль становится силой, приводящей в движение треугольник из Эдди, Бесс и их нового тренера Коллетт Френч, посланницы из мира взрослых, которая, очевидно, забыла, как жестоки бывают скучающие подростки. Со стороны может показаться, что это треугольник почти, неуловимо любовный, однако любовь не так уж важна: важна только власть в рамках замкнутой социальной группы. И одержимость Эдди суровой колдуньей из мира взрослых, превращающей Золушку в принцессу, от которой лучше держаться подальше, едва ли романтическая – Эдди нравится Коллетт, потому что она хочет быть Коллетт. И пока последняя пытается одновременно притвориться одной из своих девочек и оставаться выше их всех, она неосознанно приводит в движение силы, которые к концу книги меняют местами всех персонажей.

Хотя для этого нет никаких предпосылок, ближе к середине книги ты начинаешь понимать, что Эдди – тот самый «ненадежный рассказчик», за словами которого скрывается куда больше, чем было сказано. И хотя Эдди говорит о чужих желаниях куда больше, чем о своих, в конце концов, нельзя не согласиться со словами Бесс: «You wanted it. It’s yours now,» she says. «It was always you». В самом конце, когда зеркальный лабиринт идентичностей остается позади, ничего не значащий для внешнего мира взрыв все ставит на свои места – и об этом, помимо всего прочего, приятно читать, потому что у Эббот тонкий стиль с простыми и красивыми словами, которые почему-то всегда попадают в цель, всегда передают то, что раньше не получалось толком назвать.

Young-adult про чирлидерш, конечно.