Больше рецензий

Weeping_Willow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 августа 2015 г. 23:00

1K

5

"Солдат уверен, что ему будет дана бесконечно проолонгируемая отсрочка, прежде чем его убьют, а вор - прежде чем его поймают, люди же вообще - прежде чем им придется умереть"

Первое и главное, что стоит уяснить себе для понимания микрокосма героя - сколько бы он ни искал общества, как бы ни жаждал испытать все радости и горечи любви и дружбы, в конечном итоге он - классический одиночка. "Привыкнув к одиночеству, он полюбил его, как это обычно случается со всяким значительным начинанием". И все многословные терзания, столь очаровательные, так как выбалтывают все то, о чем принято молчать - призваны прежде всего утомить субъект и очернить объект, и как следствие - вернуться в лоно бесшумно-пыльного комфорта одиночества.

Далее - он принадлежит к вполне конкретной среде, и сколько бы ни мечталось о незамутненном восприятии и истоках собственной мудрости (как своего взгляда на вещи), увы - человек, которому доступно большее, не всегда может получить меньшее. И "взглядом, блуждающим между шорами предрассудков и воспитания" можно постичь лишь вполне определенные и ограниченные истины, а выйти за пределы - значит сжечь мосты, что для невротика смерти подобно. А значит - постоянный контроль над своими словами и поступками, постоянная опасность произвести невыгодное впечатление ("связанная главным образом с неумением определить, что остается незаметным в нас").

Затем, немаловажно то, что герой - раб своих привычек и обыкновений. Он вроде тех безобидных психов, что не могут уснуть, если тапочки на полу стоят так, а не иначе. И хотя молодость позволяет ему быстро свыкаться с переменами, все же каждая из них оставляет заметную вмятину на безупречной поверхности памяти. Самое обидное - осознавать, что именно привычка мешает жизни казаться чудесной, но быть не в состоянии бороться. Впрочем, "болезни людей культурных на три четверти зависят от их интеллекта". Воистину так.

"Он возбуждал во мне два ужасных подозрения. Первое - что моя жизнь уже началась, более того, что последующее будет не особенно отличаться от предшествующего"

Итак, жизнь героя началась. А это значит, что автор как минимум продвинулся дальше, чем славный Лоренс Стерн со своим Тристрамом...

Настолько же, насколько страницы предыдущего тома перенасыщены детскими впечатлениями, травмами и чаяниями - вторая часть эпопеи изобилует гормональными бурями, подростковыми преувеличениями и невротическими метаниями.
"Под сенью девушек" - это история двух любовей и одной дружбы. Первая любовь, перекочевавшая со страниц первого тома - ребяческая очарованность Жильбертой - важна по двум причинам. Прежде всего, так как по убеждению Пруста именно первое чувство закладывает фундамент, как бы создает трафарет для всех последующих. Влюбленность героя интересна как этот самый образчик, в его случае - "страсть на расстоянии". Когда чем ближе объект наблюдения, тем больше изъянов в нем находишь. Впрочем, такая странность обусловлена не только равнодушием Жильберты, но и предрасположенностью самого М. к самокопанию, мучениям, да и что греха таить - к интеллектуальному мазохизму. Основной урок отношений - бороться за любовь стоит лишь когда всем существом принадлежишь цели. А "между прочим" и мало того - строя коварные стратегии деланного безразличия - окажешься смешон и у разбитого корыта.

Дружба с Сен-Лу привносит новый оттенок в понимание мира героем. Во-первых она дает ощущение, что во враждебном мире есть душа, которой не все равно, грустен ты или весел, здоров или болен. Во-вторых, прекрасные мысли, зреющие внутри, нуждаются в том, чтобы их озвучивали и - более того - воспринимали. А иначе они затухают, или хуже - гноятся, вызывая странные фантазии и болезненные перегибы. Наличие друга, единомышленника - значительно помогает развитию личности. Хотя сам Пруст с презрением отзывается об общении и разговорах, все же что такое его семь томов, как не болтовня, созревшая и дарящая свои плоды молчаливому собеседнику? Кроме того, друг помогает в деле исследования своего "я". "Всякий порок, как и всякая профессия, вызывает и развивает особые познания, которые мы не прочь выставить напоказ". В суждениях о посторонних, в неожиданных поступках, спонтанных решениях - мы порой проявляем глубинную сущность, о наличии которой в недрах своей души даже и не подозревали.

Дальнейшее развитие событий иллюстрирует мысль о том, что "любовь превращается в нечто огромное, но мы и не думаем о том, какую маленькую роль играет в ней реальная женщина". Суть в том, что чувство, которое мы проецируем на того или иного человека - обрастает подробностями (и потребностями) независимо от нас, в силу нашего опыта, предпочтений, отторжений. И когда мы вкладываем эту вполне сформировавшуюся сущность в тело, для нее не вполне приспособленное - тут уж, само собой, разочарований не избежать.

Чувство героя к Альбертине - наивно и по-весеннему свежо, как белая пена яблоневого цвета, или прохлада беспокойного моря - но право же, он слишком умен, чтобы быть счастливым.

Представляя себе готический собор на утесе среди бушующих волн и сполохов небесного огня, безусловно будешь разочарован, узрев его среди лавочек, гуляющих мещан и спешащих экипажей. А фантазируя о высоте и глубине своей любви, придется испытать разочарование, осознав будничность и обыкновенность явления.
Тысяча страниц и два упоминания Достоевского позади.

Пруст и Антуанетта Фор (прототип Жильберты) 1884 год
Пруст и Антуанетта Фор (прототип Жильберты) 1884 год

Курортный городок Кабур (прототип Бальбека)
Курортный городок Кабур (прототип Бальбека)

Поль Эллё (прототип Эльстира; прототипы в творчестве - Клод Моне, Ренуар, Уистлер)
картинка ClaryAdrift

Маркиз Бони де Кастеллан (прототип Сен-Лу)
Маркиз Бони ле Кастеллан (прототип Сен-Лу)

Альфред Агостинелли, шофер и секретарь Пруста (главный прототип Альбертины)
Альфред Агостинелли, шофер Пруста (главный прототип Альбертины)

Пруст в армии. 1889 год
Пруст в армии. 1889 год

Комментарии


Влюбленность героя интересна как этот самый образчик, в его случае - "страсть на расстоянии". Когда чем ближе объект наблюдения, тем больше изъянов в нем находишь.

Да, в этом есть что-то от импрессионизма. Пруст вообще импрессионизм перенёс на любовь и память.

И все многословные терзания, столь очаровательные, так как выбалтывают все то, о чем принято молчать - призваны прежде всего утомить субъект и очернить объект, и как следствие - вернуться в лоно бесшумно-пыльного комфорта одиночества.

Вкусно написано. Особенно понравилось про "интеллектуальный мазохизм". Вот что значит пересадить "достоевщинку" на французскую почву.

Хотя сам Пруст с презрением отзывается об общении и разговорах, все же что такое его семь томов, как не болтовня, созревшая и дарящая свои плоды молчаливому собеседнику?

Селеста Альбаре в своих воспоминаниях говорит о том, что Пруст сравнил свои "работы" с возведением величественного собора, с ажурными узорами раговоров, описаний нарядов и т.д. И вот "молчаливый собеседник" в таком соборе искусства, это мы.

А почему вы не добавили в фотографии к прототипу Альбертины "Мэри-Луизу Нордлингер".? Альбертина, это ведь собирательный образ.
Было интересно посмотреть на фотографии. Спасибо.
+


"молчаливый собеседник" в таком соборе искусства, это мы

в свою очередь благодарю вас за красивый и очень точный образ

А почему вы не добавили в фотографии к прототипу Альбертины "Мэри-Луизу Нордлингер".? Альбертина, это ведь собирательный образ.

да пожалуй именно потому, что каждый герой Пруста - это не один и не два прототипа. каждый из них - многорукий Шива и стоглавая Гидра :) но я питаю убеждение, что именно свою любовь к Агостинелли Пруст виртуозно перенес на вполне традиционную канву истории ревнивца и ветреницы. и меня поразили факты вроде безумных подарков (аэроплан к примеру) и мук собственника (как известно, Альфред жил у Пруста со своей любовницей). да и многажды упоминаемые в эпопее щеки Альбертины было мне сложно представить, пока я не увидела Альфреда :) все вместе, пожалуй, и привело к тому, что я ограничилась одним портретом.

Было интересно посмотреть на фотографии. Спасибо.

пожалуйста.


каждый герой Пруста - это не один и не два прототипа. каждый из них - многорукий Шива и стоглавая Гидра :)

Забавно, у меня после прочтения "Пленницы", возник такой же образ) А ведь верно!
Я не так давно дочитал Селесту Альбаре, так вот, мне показалось, что в ориентации Пруста не так всё однозначно. У творческих людей вообще это служит неким допингом и призмой для расшатывания чувств. Это подметил ещё Сартр об Артюре Рембо.
А про виртуозный перенос этой любви в её женское воплощение ( почти как в перевоплощении жизни) вы правы. Вот только женским взором и мужским, считываются разные пласты и блики этой любви.


Вот только женским взором и мужским, считываются разные пласты и блики этой любви.

чёрт возьми, я об этом догадывалась :)
та грань разноцветного кубика, что мне увиделась и полюбилась - бесспорно виртуозно отыгранная партия в инверсию.
пласты, блики, полутона, намеки, отражения - в этом весь Пруст. взирающий на все одновременно с высоты птичьего полета - и через окуляр микроскопа.


Иногда мне кажется, что его " поиски", это удивительный в искусстве случай совершенного симбиоза человеческой жизни, памяти и творчества. Если не ошибаюсь, то и сам Пруст говорил о "поисках" в том смысле, что они послужат людям некой универсальной формулой для понимания самих себя. Такое ощущение,что Пруст, стенографировал язык памяти и работу мысли, разложив их на всем понятные символы и знаки.

грань разноцветного кубика,(..)

У меня с Прустом схожая ассоциация : " витражи воспоминаний".

p.s. У вас очень оригинальное и яркое мышление )