Больше рецензий

anna_cornelia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2015 г. 19:46

80

5

Джон Холт - основоположник хоумскулинга в США. Всего он написал 10 книг, и "Learning all the time" - последняя книга, в которой его педагогические идеи и опыт достигли своего апогея, а Холт в своем мировоззрении максимально приблизился к анскулингу.

По Холту анскулинг (правда, в книге он его так не называет, потому как пишет в основном про дошкольников, для которых еще не так актуальна принадлежность к конфессии школе) - это ненавязчивое обучение ребенка через следование за его интересами и потребностями в познании мира. То есть ребенка мы должны учить только тогда, когда он сам об этом попросит, только тому, к чему он проявляет интерес и о чем нас спрашивает, только очень в небольшой степени вмешиваясь в его личный исследовательско-познавательный процесс и не перекармливая нашими "готовыми" знаниями.

В теории это может звучать идеализированно и любой родитель возразит - как это следовать за интересами, где взять время на то, чтобы ждать, когда они появятся? А если он ничем не интересуется? Время идет, ребенок должен знать определенные вещи в определенном возрасте, а вдруг мы что-то упустим? Вопросов и волнений много, потому Холт разъясняет свой подход на примерах каждого важного младшешкольного и дошкольному умения, таких как чтение и письмо, счет, музыкальная грамотность и интерес к науке и открытиям.

Так, касательно обучения чтению Холт пишет так: "я не думаю, что это (учить ребенка читать) полезно и необходимо, а во многих случаях это будет даже вредным. Научиться читать - легко, и большинство детей научаться этому быстрее и легче, и с большим удовольствием, если они сделают это самостоятельно, без специального обучения и тестирования их умений. Взрослые могут помогать детям, но только в случае, когда дети просят помочь."

А еще так:

Any teaching that the learner has not asked for is likely to impede and prevent his or her learning.


В качестве идеального учебного пособия для самостоятельного обучения Холт приводит пример учебного пособия "Let's read" (Leonard Bloomfield). Это учебное пособие для родителей, где в качестве методического материала во второй части книги идут примеры на отработку навыков. В начале каждого разворота дан список из односложных слов на отработку, например, -an (can, fan, man, Dan, etc), потом -ad, -ap, -ag, -ig, -in, -id и так далее. После чего приведены предложения и истории с этими и выученными ранее словами. Вполне типичный подход к обучению чтению (используемый, кстати, в шикарной обучающей программе readingeggs), но только Джон Холт настаивает на том, чтобы ребенок сам осваивал эту книгу в нужном ему темпе, чтобы родители не вмешивались с типичным "садись, давай мы с тобой будем учиться читать, ну-ка прочти, что написано на этой странице? Правильно, это написано слово "кот". Родительские назидания и попытки учить ребенка чаще всего будут последним восприняты в штыки, потому что скучно и навязано извне. Другое дело, если книга будет оставлена на видном месте так, чтобы он мог сам подойти и открыть, когда захочет, и полистать, и самостоятельно разобраться. Холт пишет, что достаточно пройти 40 страниц таких глав-разворотов с примерами и любой дошкольник сможет понять принципы чтения и начнет читать надписи, вывески, детские книги и журналы.

Сложно сказать, насколько однозначно такой подход применим к русскому языку, но я не думаю, что различия в языках кардинальны. Да, в русском есть и более сложные моменты, например, у нас сложная грамматика, меняющая окончания слов и много меньше односложных и трехбуквенных слов, так что слова в книгах пугают своей длиной (пойди сходу прочитай что-нибудь вроде "таинственные приключения"), так что на начальном этапе сложно подбирать такие книжки и предложения, в которых были бы исключительно короткие слова. С другой стороны, в русском языке в большинстве случаев одна буква отвечает за один звук, а не два, как это бывает в английском (book, read, sleep, she, где две буквы - это один звук, а значит, надо читать с опережением на одну букву, а то и лучше все слово сразу, как в случае с the) или как во французском, где сразу три буквы могут быть одним звуком (beaucoup [боку]).

Подход Холта имеет важное преимущество - если ребенок учится читать по собственному желанию (по автору сам учит себя читать), то это точно не будет слишком рано - если проявился интерес, значит, мозг готов воспринимать эту информацию. Мы, взрослые, так чутко не можем знать, когда пора, и иногда лезем слишком рано, когда малыш еще не дозрел.

Другое дело, что сегодня далеко не каждый первый ребенок 4-5-6 лет захочет сам осваивать процесс чтения - в наше время для этого у него зачастую нет в достаточном количестве свободного времени (в детском саду личное время детей строго регламентировано, вряд ли у них есть возможность надолго уединиться с книгой, а выходные с родителями обычно наполнены развлечениями и мероприятиями) и есть более манящие электронные игрушки. Во времена Холта дети в бОльшей степени были предоставлены сами себе, а книга была одним из лучших "лекарств от скуки". Кстати к современным книгам у автора тоже претензии - с появлением большого количества книг-картинок, где количество текста буквально стремится к нулю (виммельбухи, где текста таки совсем нет, он не успел застать) и где вся история понятна без чтения, у деток пропадает главный стимул - узнать, про что же была история, дочитать за взрослым, если тому некогда, открыть для себя, какие истории и открытия таят за собой черные закорючки слов.

Таким образом, считает Джон Холт, а он звучит убедительно даже с поправкой на современный мир и ритм жизни, стоит довериться ребенку и дать ему возможность самому открыть для себя прекрасный мир литературы, не навязывая уроков и принудительного чтения, которые могут начисто отбить желание читать. Более того, Холт считает, что важно, чтобы во время чтения ребенок сам открывал для себя смысл новых слов, ибо отвечая на его вопрос, что значит то или иное слово или отсылая его к словарю, мы лишаем его возможности научиться понимать слова из контекста, на основе прошлого опыта и прочитанного, а это одного из наиболее важных умений для любого человека.

Кстати, большим подспорьем к постепенному самостоятельному овладению чтением может быть совместное с родителем чтение: прочитанная неоднократно родителем любимая книга в конце концов выучивается наизусть и знакомый текст может стать ключиком к "расшифровке" текста ребенком. И главное, чем хорош этот метод - дети сами доходят до большинства правил чтения без специального заучивания этих самых правил. В американских школах во времена Холта часто использовали стишки для заучивания правил (по аналогии с нашим "жи-ши пиши с буквой И"), например, "when two vowels go out walking, the first one does the talking", имея ввиду такие слова как beat, boat и прочие, где в паре гласных стоит читать только первую. Анекдот в том, что в данном правиле используется два слова, нарушающие это правило (out и does). Некоторых детей, говорит Холт, "это может не беспокоить, потому как они могли уже знать правило, а чаще потому, что они не думают над тем, что слышат в школе. Для тех же, кто думать не разучился, такое правило может сильно обескуражить".

По факту, считает автор, существует только два правила в чтении, которые должны понять детки: (1) за написанными буквами стоят звуки, и (2) порядок написания букв на странице, слева направо, отвечает за порядок произнесения звуков. Впрочем, и эти правила нет необходимости озвучить, до них, как и до всех остальных, ребенок дойдет сам, а лучший способ учить этим правилам - показывать очень простые и доступные примеры.

В английском языке существует около 45 звуков и примерно 380 комбинаций букв и звуков. Выучить и понять их - не такой уж неподъемное дело и в среднем, по наблюдениям Холта, на это у ребенка уходит 30 часов, причем 30 часов самостоятельного чтения с небольшой помощью взрослого. Идеальный вариант: родитель или учитель сидит рядом с читающим ребенком, отвечает на возможные вопросы о чтении тех или иных слов или при необходимости поясняет/обсуждает их смысл. Фактически это просто 30 часов побыть рядом с ребенком, не придумывая никакие правила-приемы, не развлекая и не заманивая, а только подсовывая интересную книгу в нужный момент. (А что делает наша школа? Дает зачастую скучные книги, всячески тестирует понимание и навязывает интерпретации, заставляя читать не ради личного удовольствия, а ради оценки учителя.)

Также категоричен Джон Холт и касательно обучения письму. По его мнению лучший способ грамотно писать - это не заучивание правил, всё, что нужно - много читать и писать. Таким образом, глаз привыкнет видеть правильное написание слова, а рука будет помнить, как грамотно это слово писать. (И это безусловно правильно в свете того, что наша память, в отличие от памяти компьютера, не может сходу применять все заученные правила, а вот автоматически правильно писать написанное ранее слово - вполне.) Поэтому многие грамотные люди, чтобы вспомнить точное написание слова, пишут несколько вариантов и выбирают то, которое кажется глазу более правильным.

Говоря об обучении математике, Холт сетует на школьные методы, начисто отбивающие интерес и понимание самого механизма математических вычислений, пропадает осознанный подход к решению задач и вычислений, для ребенка главной мотивацией становится похвала учителя и оценка, а не желание понять и разобраться. К тому же зачастую оторванность школьного преподавания от реальности запутывает детей и они могут не видеть, что такие примеры, как 2х3=6, 3х2=6, 6х1/3=2, 6:3=2, 2 - это одна треть от 6 и так далее - это один и тот же факт, записанный по-разному. Холт также дает интересный способ запомнить таблицу умножения - через личный опыт: рисуется таблица 9х9 и вешается на видном месте, ребенок сам ее постепенно заполняет, решая примеры в нужном ему темпе; как только таблица полностью заполнена, вешается новая таблица и снова заполняется ребенком (в таком случае ученик в разы больше вовлечен, контекста больше, а значит, легче запомнить и вспомнить).

Обучая ребенка математике, важно понимать, для чего математика вообще нужна. А изобрел ее человек, говорит Джон Холт, в первую очередь по той же причине, по которой он изобрел музыку - она была красивой и захватывающей! А еще математика была нужна для того, чтобы решать проблемы: как сосчитать овец, как измерить засеянное поле и так далее. А решать проблемы - одно из самых интересных занятий, и если школа делает его скучным, то это школа плоха. Обучение может и должно быть интересным!

И сейчас это актуально и возможно, как никогда раньше! К примеру, зачем нужны неживые учебники, когда можно потренировать навыки счета, отработать состав числа и выучить таблицу умножение, просто поиграв в игры "Банды умников" "Турбосчет", "Фрутто-10" и другие, или в "Спящие королевы", или в "Ралли" от Djeco. А можно почитать интересные научно-познавательные книги: " Математика - это красиво! " Анны Вельтман, " Весёлая математика " Пателя Мукула и прочие. И на уроках вместо того, чтобы разбирать сухие примеры и давать скучную теорию, можно играть в игры, в которые школьникам приходится играть тайно или на переменках: просить загадывать число и потом разными математическими манипуляциями угадывать его, увеличить рисунок, нарисованный на листе в клеточку в 2-3-5 раз, переделывать рецепт, данный на 2х человек, на рецепт на 4-6 персон и прочие. (Кстати на эту темы есть хороший сборник учебных игр "101 quick thinking games and riddles".)

Тот же подход важен и в применении к обучению разным наукам, и тут тоже главное - следовать интересам ребенка, дать ему открыть для себя мир, понять его и найти во всем изучаемом здравый смысл.

Очень интересной для меня была глава об обучении музыке. Сегодня распространено мнение, что начинать обучать музыке нужно как можно раньше, иначе всё потеряно. Но Холт убежден, что это не так. Во-первых, он сам начал учиться играть на скрипке только в 40 лет и за несколько лет достиг такого уровня, что мог выступать с небольшим коллективом на публику и играть бОльшую часть музыкального наследия. Также он рассказывает о многочисленных случаях, когда люди начинали играть после 20 и достигали серьезных профессиональных вышин (совсем недавно встретила подобный актуальный случай).

И во-вторых, зачастую люди, начавшие заниматься поздно и по собственному желанию, получают значительно больше удовольствия от игры, чем те, кого заставляли с детства заниматься в ущерб другим, более интересным им занятиям.

Ведь часто родители выбирают за детей их будущее призвание и начинают выращивать будущего Моцарта, заставляя его много заниматься, редко с интересом. И это не личный выбор ребенка, а потому у него нет искренней вовлеченности, а будет сопротивление или, в лучшем случае, послушание и старание, чтобы угодить родителю. (Оказывается, подавляющее большинство учеников Синити Судзуки, автора всемирно знаменитой методики обучения игре на скрипке, которые начинали играть в 2-4 года, бросали скрипку к 14 годам! О методе Судзуки можно почитать в его книге "Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов").

А не заставляй родители в детстве играть против воли, возможно, уже во взрослом возрасте человек сам бы увлекся и захотел играть на каком-то инструменте (как мы, например, решаем изучать новый язык в зрелом возрасте и прекрасно справляемся с этим). Имея же негативный детский опыт - это было так скучно - такое увлечение вряд ли придет.

Безусловно это не значит, что не надо заниматься музыкой с ребенком, очень даже надо, только так, чтобы это приносило всем радость и веселье, не в последнюю очередь родителю, ведь если малыш будет видеть, что игра для вас в удовольствие и приносит вам открытия и вдохновение, что музыка - это весело, то он обязательно и сам потянется к прекрасному. А если научить игре на пианино отпрыска - это галочка или удовлетворение родительского самолюбия, то толку будет мало, сплошной вред.

И всё же, как же учить ребенка? Что делать родителям? В первую очередь, разговаривать, обсуждать, отвечать на вопросы, делиться опытом и знаниями, подавать личный пример заинтересованности и вовлеченности, знакомить с миром: людьми, местами, различными умениями, которые могут в жизни пригодиться.

Правда, отвечая на вопросы, тоже нужно держать себя в руках, потому как нередка ситуация, когда родитель перебарщивает с ответом и всегда пользуется вопросами, чтобы развернуться с огромной лекцией. На эту тему Холт рассказывает хороший анекдот: школьнику дали задание прочитать книгу о пингвинах и написать по ней отзыв. Мальчик прилежно ее прочитал и написал: "В этой книгу я прочитал больше о пингвинах, чем хотел бы знать". И еще один, когда мальчик подходит к маме и задает ей какой-то вопрос. "Почему бы тебе не спросить папу?" - интересуется мать. На что мальчик отвечает: "Так много об этом я не хотел бы знать".

Да, если сын или дочь не удовлетворятся вашим ответом и захотят знать больше, они попросят рассказать еще. Поэтому лучшее, что мы можем сделать - кратко и лаконично ответить на конкретный вопрос. Да, и не во всём должно быть обучение и урок.

И самое главное, от чего нужно удержаться - непрошеное обучение.

"Anytime that, without being invited, being asked, we try to teach somebody else something, anytime we do that, we convey to that person, whether we know it or not, a double message.
The first part of the message is: I am teaching you something important, but you are not smart enough to see how important it is. Unless i teach it to you, you'd probably never bother to find it out.
The second message that uninvited teaching conveys to the person is: what I am teaching you is so difficult that, if I didn't teach it to you, you couldn't learn it.


Холт также призывает нас удерживаться от того, чтобы делать замечания или указывать на ошибки, даже если вы стараетесь быть предельно тактичными. Так, разговаривая с иностранцем, вы из вежливости не будете после каждой ошибки его исправлять. И сами вы, пытаясь выучить иностранный язык, вряд ли будете рады, если каждый первый местный житель вас будет поправлять. Возможно, в таком случае вы просто постараетесь говорить как можно меньше. Не стоит думать, что ребенок навсегда закрепит ошибочное суждение - ведь как и с иностранным языком, он всегда слышит “правильную” версию из ваших и других уст и постепенно услышит свою ошибку и поправит себя.

“We are fooling ourselves if we think that by being nice about it we can prevent corrections from sounding like reproofs. Its is only in exceptional circumstances and with the greatest tact that you can correct an adult without to some degree hurting his or her feelings. How can we suppose that children, whose sense of identity or ego or self-esteem is so much weaker, can accept correction equably? I would say that in 99% any child will take correction as a kind of reproof, and this no matter how enthusiastic, pleasant, relaxed, or stimulating we may happen to be."

Лучше всего дети учатся тогда, когда доходят до чего-то самостоятельно, без помощи и вмешательства родителя. А ещё - без оценки, даже словесной, без похвалы и призов, то есть без внешней мотивации. Мы подсаживаем детей на похвалу (об этом много пишет Alfie Kohn, например, в книге “Unconditional parenting”), а Холт пишет, что в 99% случаев похвала больше вредит, чем идёт на пользу. И многие дети так и говорят: “люди хвалят меня только за тем, чтобы я делал, как они хотят”. Детям нужно внимание и участие к тому, что они делают, нужно, чтобы мы принимали их всерьез, уважали их и доверяли им. Им нужно уважение и учтивость, и только в совсем небольшом объёме похвала.

Следовать всем рецептам Джона Холт сложно, в наших головах слишком много устоявшихся взглядов, большинство из нас обучалось и воспитывалось совсем в ином ключе. И всё же в его словах так много здравого смысла, а в идей - любви к детям и понимания их природы, а потому к нему хочется прислушиваться и что-то в себе менять.