Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

6 июля 2015 г. 00:39

539

5

Физический изъян, какой бы то ни был, накладывает свой отпечаток на жизнь человека. Кто может обозлиться на весь мир, кто-то будет изнывать от болезненной жалости к самому себе, кто-то будет всю жизнь бороться за место под солнцем и доказывать каждому чего он стоит. Главный герой рассказа Элис Манро, нобелевского лауреата 2013 г., обладает таким изъяном. Его лицо «отмечено» неестественно большим родимым пятном. Виноградно-фиолетовое, оно разливается на всю левую половину, захватывает веко, обходит нос и сползает крупными каплями на шею… Необычное зрелище, которое запомнит каждый, кто хоть раз столкнулся с главным героем. Нет, он не стал закомплексованным, зажатым в себе человеком. Он не скован льдом одиночества. Внешне его жизнь сложилась вполне благополучно. Но короткий рассказ о его детстве и случайная встреча в больнице показывает читателю, что изъян нашего героя оказался совсем не в родимом пятне, я в душевной, сердечной близорукости…

Дальше...


Конечно, когда мальчику 8 лет, а девочке 7 о большой любви говорить рано. Пусть даже эта маленькая и храбрая девочка пыталась доказать ее самими разными способами. Даже самыми крайними. Но в зрелой жизни… Трудно сказать, сколько было главному герою, когда он вернулся в дом своего детства, чтобы продать его и случайно оказался в местной больнице ночью… Около 40? Или больше? ... Наверное, возраст не имеет значения, раз автор не стала его указывать. И в самом деле, какая разница, когда человек оказался слеп и глух к, может быть, самому важному событию своей жизни.

Так что же получается? Общепринято и не подлежит никакому сомнению, что физический изъян определяет личность человека, его судьбу, если хотите. Но после рассказа Манро у меня возникает сомнение – может быть судьба человека решает вовсе не это? Может, физический недостаток лишь катализатор, лишь один из способов открыть в человеке его суть? Но может быть именно он сделал главного героя слепым, что он не видит дальше своего носа? Канадская писательница не оставляет нам никаких подсказок. Рассказ «Лицо» - это история без ответа. Это тот самый случай, когда каждый увидит в картине свой смысл и выдвинет свои предположения… Я как всегда в таком случае испытываю противоречивые чувства. С одной стороны мне хочется обвинить главного героя в черствости и безразличии, с другой я задаюсь вопросом – а не слишком ли он был равнодушен, не слишком реалист? Все это наводит на сомнения, не позволяет мне поставить точку в этой истории. Как же порой не хватает собеседника, который тоже прочел этот рассказ и может высказать свое предположение..

это рецензия из моего жж