Больше рецензий

30 июня 2015 г. 21:15

166

3

Начну с того, что мое знакомство с писательницей началось году, эдак, в 2009 с романа «Просто вместе». Эта книга стала одной из любимых не только у автора, но и одной из любимых в принципе. Тут же были прочитаны все переведенные на тот момент книги. Особенно полюбилась «Утешительная партия игры в петанк». Какие-то ее книги нравились мне больше, какие-то – меньше. Но с каждой прочитанной книгой любовь к автору неуклонно росла и становилась все больше. Пока я прочитала все книги, подоспела новая – «Глоток свободы», которая сразила меня наповал фирменным «гавальдинским стилем». Собственно, именно за это я и люблю автора. Гавальду невозможно перепутать ни с кем. Дайте мне главу из ее книги, даже из той, что я не читала, и, с вероятностью 90%, я пойму, что это именно ее книга.
Дальше было долгое творческое затишье. Спустя три года вышла новая книга, за которой я на всех порах понеслась в книжный. Но «Билли» мне не очень-то понравилась. Может, просто тема не моя. Скорее всего, именно так. Но стиль автора читается, а потому я все же была довольна. Затем был «Ян», который мне очень-очень понравился. Я вздохнула с облегчением, подумала, что с «Билли» вышло просто недоразумение, и моя любовь к автору была восстановлена.
И вот около месяца назад я узнаю, что выходит третья часть «именной» трилогии (я как-то и не думала, что это трилогия) – «Матильда». Книга появляется в магазине, и я несусь за ней, подгоняемая приятными воспоминаниями о «Яне». Обложки у книг Гавальды всегда просто загляденье, и эта не стала исключением. Очень французская, на мой взгляд. Пролистываю, и становится немного грустно: уж очень книга тонкая (а кроме того, непомерно дорогая для 190 страниц, 16 шрифтом с огромными полями). У меня уже была начата другая книга, но ради Гавальды я ее отложила на один вечерок.
Что ж, прочла за пару часов. Сюжет в следующем: 24-летняя Матильда, жительница Парижа, работает на рекламное агентство по раскрутке сайтов (которое само же предварительно доводит эти сайта до того состояния, что их срочно нужно рекламировать). Когда она училась в университете (изучала она искусство, вся такая творческая), у нее умерла мать. Потом была невероятно яркая любовь с писателем, но он оказался той еще сволочью, использовав историю Матильды в качестве материала для своей книги. Теперь Матильда снимает квартиру вместе с соседками-близняшками. Эти самые соседки задумали сделать ремонт, оставили все деньги Матильде, а она благополучно...кхм-кхм...потеряла сумку в кафе. Жизнь ее кончена, бла-бла, но тут она узнает, что сумка нашлась. Она не верит своему счастью, несется на встречу, забирает сумку у мужчины не самой приятной внешности (вообще какой-то жирный уродец, судя по описанию), который – внимание! – не тронул деньги! Иии... влюбляется в него! Оставшуюся часть книги Матильда пытается его разыскать, не зная о нем практически ничего.
Что можно сказать? Сама Матильда мне не очень понравилась. У Гавальды всегда главный персонаж какой-то несчастный, но позже справляется и меняет свою жизнь. Здесь мне показалось, что Гавальда добавила героине жизненную драму, просто чтобы хоть как-то сделать персонаж глубоким и более-менее симпатичным читателю. То есть на этом персонаж сформирован, и если убрать жизненную трагедию, то Матильда кажется (и это мое мнение) пустышкой. Просто избалованной девицей, которой какой-то козел в прошлом разбил сердце, которая не ценит людей, относящихся к ней с добротой и искренностью, и порой даже относится к ним с презрением. Она именно «девица», которая носится по магазинам, а потом по телефону обсуждает с подружкой предстоящую вечеринку и мальчиков, попутно высмеивая тех, кто к ней хорошо относится, потому что эти люди кажутся ей чересчур занудными, ответственными, дотошными. Но Гавальда добавляет ко всему этому личную драму, и, вуаля, всё мгновенно этим оправдывается! У героини есть оправдание, почему она именно такая и почему так себя ведет. В общем, временами ловила себя на мысли, что Матильда вызывает у меня некоторую неприязнь, хоть мне и было ее жаль.
Сама история. Это самый эпик. История показалась мне абсолютно пустой и высосанной из пальца. Да, герой не забрал ее деньги. Но влюбиться в него за это? Да притом, каким непривлекательным его «нарисовала» Гавальда? (к слову, меня он вообще как-то пугал, особенно когда точил ножи. Маньяк какой-то, бррр). Эээ. Извините, что-то не верится. И героиня начинает как одержимая разыскивать объект воздыханий, наматывая бесконечные круги по центру Парижа, а потом и вовсе отправляясь за ним в глубинку. Такое чувство, что героиня просто силится придать своей жизни хоть какой-то смысл. Поэтому история, как мне кажется. получилась очень надуманной и даже высосанной из пальца, пустой. А еще очень такой «бабской». Я вообще против такого рода обобщений, да к тому же основанных на половом признаке, но другого слова подобрать не могу. Эдакий романчик (вот уж не думала, что применю это слово по отношению к книге Гавальды).
«Гавальдинский» стиль соблюден, но только на нем для меня все и держалось. Начни я знакомство с автором именно с этой книги, Гавальда никогда бы не стала одной из моих любимых писательниц. И я бы вообще вряд ли захотела продолжать знакомство с ее творчеством. Остается надеяться, что она не продолжит в том же духе и не станет одной из многих писательниц женских романчиков, не растеряет свой стиль, и ее персонажи не станут плоскими и лишенными глубины.
Надеюсь, что в следующих ее книгах я вновь встречусь с персонажами, с которыми хотелось бы дружить в реальной жизни, и окунусь в атмосферу, в которой хотелось бы жить.