Больше рецензий

25 июня 2015 г. 07:46

747

2

Человек-Легенда.

Прочитал «Перпендикуляр» М. Веллера. Каждая прочитанная книга автора подкрепляет ясную и простую мысль – Веллер плохой писатель. Более того – писать он практически не умеет. Приведу две цитаты из «Перпендикуляра». «Юные пацаны». Перед нами не просто случайный оксюморон, механически склёпаны стилистически несовместимые слова. Или: «стаи вступают в поединок методом поединка вожаков». Со вкусом у автора также большие проблемы: «Поэзия – слеза души». Ужас? Ужас. Но эта ещё не всё. «Слеза души» оказывается тут же «ароматным воздухом горных вершин», к которому (ещё не всё) добавляется «благоухание горных трав».
Тем смешнее, что в книге автор, помимо прочих важных тем (падение европейской цивилизации, определение цели и задачи искусства), занят распределением мест на Парнасе. Раздаются смачные характеристики, «золото», «серебро» и «бронза». Достоевский, оказывается, никудышным писателем, автор морщится от стилистической беспомощности создателя «Бесов». Других сдержанно хвалит. Есть, конечно, и «оригинальные суждения». Гением объявляется, например, Морис Семашко. Во-первых, потому что его настоящее имя, что подчёркивается Веллером – Морис Давидович Шамис, а это уже, как надо понимать, серьёзная заявка на «золото». Во-вторых, подобные заявления подчеркивают новаторство критика. А то всё Пушкин, Пушкин. Последнего, кстати, Веллер, называет Сашенькой (звучит мерзко, как мне кажется) и, естественно, разоблачает. До Мориса Давидовича далеко ему. Вроде дедушка у «Сашеньки» Абрам, да не тот Абрам.
Сама же книга – это сборник выступлений Веллера, там, где он смог выступить. От заштатных европейских и азиатских университетов и книжных ярмарок, до, цитирую: «речи на встречи с генеральным секретарем НАТО». Широк Веллер. Итожим: безвкусно, претенциозно, местами смешно, местами нелепо.