Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

24 июня 2015 г. 22:12

53

5

Когда читаешь первый роман писателя всегда не вольно сравниваешь его с ним же. Замечаешь разницу, с интересом находишь, что-то новое, незнакомое, то, что критики называют – сырым и незрелым. Да, конечно, стиль еще не отточен, литературные приемы, которые потом принесут всемирную славу не выверены, герои где-то не прописаны, где-то слишком эмоциональны. Кажется несколько неуклюжими события, решения, дилеммы. Но, мне кажется, что именно в первых романах мы можем увидеть настоящее лицо. Увидеть писателя таким каков он есть. Без отпечатков будущих рецензий, чаще всего негативных, что обрезают крылья, без штампов, что потом приклеят редакторы, и которые неизбежно отражаются на творчестве, без коммерческой подоплеки, потому что писателю, тоже хочется денег и он где-то уже угождает публике, чтобы продать свой роман. Первое произведение – это как любительская фотография, как осторожные строчки на чистом листе. «Золотая чаша» Джона Стейнбека покажет внимательному читателю все это.

Дальше...


Это миг откровения писателя – когда он пишет о любви, о поиске себя, о разочаровании. Словно мы увидели фотографию, где запечатлен тот самый миг, когда человек теряет свои мечты, когда цинично понимает, что все его желания несбыточны. Что он никогда не дотянется до луны, что добиться цели, не значит добиться счастья.

«Золотая чаша» - это первые слова на чистом листе. Стейнбек словно пробует себя, проверяет на прочность бытие, словно делится всем тем, что долго пряталось внутри, копилось, искало выход. Слова, события, люди, торопятся появиться, торопятся прозвучать. Будто нет уже сил быть только в мыслях, жить только для одного человека. И они верят, что их поймут, они верят, что они нужны, что они важны. Они знают, что им давно пора появиться на бумаге, воскреснуть и вступить в бой.

«Золотая чаша» - это проба. Здесь романтизм истории флибустьеров, прекрасных девушек, отчаянной любви, древних мудрецов, легенд и пророчеств. Здесь психологизм и трагедия потерявшегося человека. Здесь поиски себя, и преодоление своих страхов. Стейнбек совмещает несовместимое, не обращая внимание на каноны, на запросы аудитории. На его страницах уживаются надежды молодости и цинизм зрелости, равнодушие старости и мудрость вечности.

Стейнбек называл свой первый роман «незрелой вещью». Юношеский максимализм всегда нам кажется незрелым. Но зато он искренен, непосредственен, открыт. Для меня «Золотая чаша» стала произведением, после которого я увидела другого Стейнбека. И два образа слились в один, более полный, более глубокий. Люблю.

это рецензия из моего жж