Анна Энквист «Контрапункт» — рецензия

31 марта 2015 г., 14:10
Бах считал, что цель музыки в имитации природы. Отнюдь не гор, ручьёв и деревьев, но природы человека. Его внутреннего мира. Состояния души.

Вечером 21 марта я пришла с концерта органной музыки, посвящённого Дню рождения Иоганна Себастьяна Баха, проходившего в католическом костёле. Орган особенный инструмент, когда его слушаешь больше получаса, то он начинает давить своей мощью, и кажется, что ты ощущаешь музыку всем телом, словно от головы скатывается волна к ногам. Новая музыкальная фраза - новая волна. Фортепиано воздействует несколько иначе, не так ощутимо телесно, но зато более образно, в голове рисуются картины, бывает, что это воспоминания, бывает фантазии или просто представление как палец пианиста ударяет по клавише, а через долю секунды ударяет по струне молоток. На камерных концертах фортепианной музыки я люблю садиться так, чтобы видеть руки исполнителя и восторгаться бегом пальцев по чёрно-белым клавишам. Интересна и мимика артиста. О чём он думает, когда играет, что вкладывает в многократное повторение семи нот?
Днём следующего дня я несколько раз прослушала "Гольдберг-вариации". Красиво, грустно. Вариации переходили одна в другую, забирая меня от реальности. Именно за это я люблю классическую музыку, именно поэтому я слушаю её и слушаю не часто, чтобы она не стала чем-то обыденным, не слилась с моей жизнью. Для меня это особенные часы. Часы, потому как ещё некоторое время спустя после концерта или диска (что гораздо реже) я нахожусь в том особенном мире).
Вечером я открыла книгу и через несколько глав отложила. Мне было тяжело. Было трудно принять то что героиня вложила в эту музыку. Ведь, у меня было совсем другое. Я не могла это принять, не могла принять именно её историю. Для того чтобы музыка жила должно быть три... (никак не могу определиться как это назвать), но точно знаю, что это должны быть числом три: композитор, исполнитель и слушатель. Читая книгу я очень глубоко ощутила, то о чём писала выше, что для меня музыка - это нечто особенное, для тех кто её создаёт - это их жизнь, не в смысле они этим живут или она впитывает то, что с ними происходит, а то, что для них это обыденность, это рутина, это каждый день с ними и они не могут отделить себя от неё. Для них музыка - совсем другое, чем для меня.
Я взяла книгу через несколько дней, потому что Бах, потому что Анна Энквист написала о том как женщина осторожно шла вариация за вариацией, как она клала руки на инструмент, как пальцы одной руки играли одновременно две мелодии, как одна рука накладывалась сверху другой. Руки, руки, руки... через них я слышала и ещё через терции, кварты, триоли, форшлаги, каскад шестнадцатых, легато, паузы... Я читала словно две книги. Главу в одной перемежала с главой из другой. Я маниакально не хотела соединять музыку, рождающуюся через мастерски расставленные слова, с историей жизни женщины, её отношениями с дочкой. Она проводила параллели, видела в темпе, упорядоченном хаосе звуков свою жизнь, а я воспринимала два разных мира. А хотела только об одном

Вернувшись к роялю, она положила правую руку на колено, а левой сыграла два голоса. Мизинцем - тему в басу, а над ней напористую партию тенора. Медленно, медленно. Предельно концентрируясь, она представила себе прихотливое движение своевольного дисканта над этим дуэтом... Она подняла правую руку и начала играть.

Но всё же наступил момент, когда у меня одно сплелось с другим - кульминация, когда восприятие особенно остро - момент когда я поняла, что как я не хотела эта музыка уже не будет только моей, только с моими картинами. Теперь я буду слышать в ней трагедию и боль, страх... и сомнения, а так ли верно, что

время обдаёт рану своим целебным дыханием, и та постепенно превращается в шрам.

Эта книга идеальна. Контрапункт. Всё очень точно выверено. Одна сюжетная линия сменяет другую, постепенно к двум основным подключается несколько не столь ощутимых, но без них ничего бы не получилось. Всё как в жизни: строго и непредсказуемо.

Lu-Lu , огромное спасибо за рецензию. Это было необычно и очень интересно.
И классическая музыка открылась для меня ещё одной гранью. Ведь, когда понимаешь как работали над ней, то через это она воспринимается ещё глубже и красочнее.

Комментарии

все комментарии


Вообще не пойму, зачем давать книге уже известное и запечатлённое в литературе название?


Почитайте книгу и поймёте.


Дело не в содержании. Если меня спросят, читал ли я "Контрапункт" , то я, естественно, первым делом подумаю об Олдосе Хаксли, и, при обсуждении книги, наступит пора удивлений и недоумений.


Вообще не пойму, зачем давать людям уже известное и запечатлённое в литературе имя? Какой-нибудь неизвестный обыватель Владимир Маяковский не имеет права так называться, ведь существует Владимир Маяковский - поэт.


Меньше желчи, во-первых. Во-вторых, никто не подумает о поэте, если ему предложат пойти к Маяковскому. А одинаковые названия, как я уже писал, могут затруднять понимание.


Уберите с юзерпика фотографию уникального автора, это во-первых. И не несите чушь.


Мне не поступало жалоб от владельца авторских прав. И никто, смотря на эту картинку, не будет думать, что написанное здесь принадлежит Генри Миллеру. И я показываю конкретное неудобство данного названия, в этом нет никакой чуши.


Затруднения способствуют эрудиции, а разрешаются очень быстро.


Меня не мучил такой вопрос, но зато одинаково звучащее название натолкнуло на мысль прочитать теперь и Хаксли. Я конечно же слышала о его романе, но пока читала у него только рассказы. Я считаю, что каждый автор вправе назвать своё произведение так как он хочет, тем более, что этой книге данное название подходит полностью. Оно оказалось и прямым и иносказательным.

А к авторам романов с названием "Цитадель" у вас тоже такой же вопрос?


А к авторам романов с названием "Цитадель" у вас тоже такой же вопрос?

Абсолютно такой же. Первая книга, приходящая в голову при этом названии - "Цитадель" Сент-Экзюпери.


Арчибальд Кронин написал свой роман на 11 лет раньше.
Зачем же Экзюпери дал такое же название?


И зачем?


Потому что ему так захотелось. И он имеет на это право в независимости от того, что произведение с таким названием уже есть.


Возможно, он не стал бы этого делать, будь роман Кронина в то время популярным и известным каждому второму читателю, так, чтобы название "Цитадель" ассоциировалось только с ним.
В конце концов, если я напишу книгу, то точно не стану называть её "Братья Карамазовы", даже если (совершенно случайно) её главные главные герои будут братья и их фамилия будет Карамазовы.


Почему-то вспомнила о книге, которую собираюсь прочесть
Б.Акунин "Чайка"


Боре нещадно плагиатить можно.


Какая тут у тебя дискуссия развернулась) Разговор ни о чем)
А книгу очень давно хочу прочесть, спасибо за интересную рецензию, думаю мне понравится.


Я то до этой дискуссии собиралась прочитать Хаксли, чтобы уловить какой он вложил смысл в это название. Теперь ещё сильнее хочется)

Настя, книга совсем небольшая, но очень насыщенная и интересная. Тем более ты любишь семейные саги. Здесь не много поколений конечно, но про семью.


Обязательно прочту) И вообще меня серия "первый ряд" привлекает, необычная такая.


Да, первый ряд интересная серия. Смотрю на обложки книг и поражаюсь, сколько имён я вообще не знаю).
Да, и вообще издательство "Текст" очень интересно.
У него такая хорошая, добротная современная проза в выпуске.


Именно за это я люблю классическую музыку, именно поэтому я слушаю её и слушаю не часто, чтобы она не стала чем-то обыденным, не слилась с моей жизнью.

Как проникновенно написано. Я почему-то сразу вспомнил про "Танец рыцарей" Прокофьева - это единственная музыка, которая мне снилась. Я действительно стараюсь слушать любимую музыку реже, чтобы она не затерлась. И Прокофьева, и "Аппассионату".


О! Прокофьев мной не столь любим. Возможно, что я мало его слушала. Надо ещё. Леонид, спасибо, что поделился своей музыкой.

А у Бетховена одна из любимых сонат - 17-я. Она вся хороша, но влюбилась я в неё с третьей части.


А вот здесь эта соната полностью.
Запись академична и так хорошо визуально сделана.

Оставлю ссылку и для себя на соответсвующее настроение)


мууузыка, как же я ее люблю - слушать, напевать...)


Я не напеваю)) даже в ванной)


Почему?))


Как ты написала... улетела в твою рецензию, вернее будет сказать, уплыла. Мягко и чувственно.
Оль, а ты Пианистов Бернстадта не читала?


Спасибо, Юль.
"Пианистов" не читала, но хотела даже раньше, чем "Контрапункт",но получилось вот так))
А вообще хочу даже всю трилогию пока. Пока не прочитала первую книгу, может потом и не захочется дальше)


Мне очень понравились первая и вторая части. В третьей переборщил автор с несчастьями, и так очень депрессивно. Зато очень много классической музыки.

Добавить комментарий

Джордж Оруэлл «1984»
Кто помнит прошлое - заботится о будущем. Кто прогнозирует будущее - избегает ошибок прошлого. Кто читает антиутопии - сверяется с настоящим. Не пора ли уже…
Delfa777
livelib.ru
Харуки Мураками «Послемрак»
В кафе сидит девушка, к её столику подходит молодой человек и начинается история. Сначала мы знакомимся с этими героями, потом появляется в романе сестра…
Olke
livelib.ru
Александр Куприн «Суламифь»
Куприн в очередной раз написал нечто новое. Новое для себя. И дело не только в том, что он из своего времение перенёсся в доисторические времена, но и в том,…
Olke
livelib.ru

Больше рецензий

• Все рецензии Olke
• Все рецензии на книгу «Контрапункт»
• Все рецензии на книги Анна Энквист