Больше рецензий

26 марта 2015 г. 14:58

1K

4.5

"Ну, а что до любви, надо уметь сделать выбор; только последняя любовь женщины может удовлетворить первую любовь мужчины".
Оноре де Бальзак

Вечная тема у Гамсуна – неосуществимая любовь и неспособность людей понять друг друга.
Она – маленькая принцесса, прекрасная и недоступная дочь хозяина Замка.
Он – сын мельника, одарённый крестьянин с возвышенной и благородной душой.
Различие героев упорно подчёркивается соответствующими символами: Виктория - жёлтое платье и туфельки крошечного размера (всегда только туфельки, даже если "весна ещё не настала и на дорогах слякоть"), Юханнес - грубая куртка и башмаки, и широкие "пролетарские" запястья. Виктория любит (возможно, не так уж любит, но регулярно посещает) балы, театры и званые обеды, Юханнес предпочитает шумным празднествам одинокие прогулки в лесу. Для Виктории её любовь – "луч света", драгоценная тайна и мучительная горечь недостижимого. Для Юханнеса – источник вдохновения, дорога в неведомый мир и… снова мучительная горечь недостижимого.

Как и подобает романтической героине, Виктория чиста, невинна и добросердечна. Даже в прощальном письме – совершеннейшая классика жанра, монолог, достойный "новой Элоизы" - она не высказывает ни малейшего упрека или обиды. Но есть у Виктории одно качество, которое делает её "живой" женщиной. Качество это – предусмотрительность. Та самая, что побуждает некоторых женщин после первого же поцелуя (иногда и раньше) мысленно представить себе будущую свадьбу, придумать имена детям (и определить их количество), выбрать семейную машину, продумать обстановку будущего дома, посомневаться, куда лучше поехать на десятилетие совместной жизни – в Париж или Венецию, дети вырастут, окончат школу, а что делать, если сын не поступит в университет?!! Прекрасная женская рассудительность, что в слегка гротескной форме воплощена в образе Умной Эльзы из сказки братьев Гримм. Виктория любит Юханнеса, даже признаётся ему в любви, но вместо того, чтобы отдаться своему чувству "здесь и сейчас", она разумно предполагает, что папа Юханнесу откажет, а значит - и говорить не о чем. Не судьба. (Виктории трудно сочувствовать ещё и потому, что довольно подло с её стороны утаивать от жениха, что любит она другого, а замуж выходит ради денег).

И тем не менее, все произведения Гамсуна, включая ранние лирические истории, к которым относится и "Виктория", являются по своей сути романами внутреннего самосозерцания. И образ Виктории - при всей его глубине и точности, при всей достоверности психологических реакций и настроений героини - не имеет ценности сам по себе, в отрыве от Юханнеса. Виктория и её любовь важны для автора исключительно как опыт Юханнеса. Опыт, необходимый ему, чтобы завершить знакомство с самим собою. И стать писателем.

Комментарии


Книга мне не понравилась, а рецензия очень хороша.


Спасибо, конечно)
а Вам совсем Гамсун не нравится или только эта книга, как "жанр" (т.е. как пример почти классического сентиментализма, в духе Гёте, Руссо и "Бедной Лизы")?