Больше рецензий
25 февраля 2015 г. 12:58
372
3.5
РецензияНетленное наследие Диккенса — это бесконечно прекрасный и одухотворенный мир его романов, животворящий и неповторимый, вдохновлявший таких разных и самобытных писателей, как Достоевский и Доде, Гиссинг и Шоу, Пруст и Кафка, Конрад и Ивлин Во, — мир, оставшийся при этом Неподражаемым, как без ложной скромности называл себя сам Диккенс.
Напрасно я взялась за эту книгу в тщетной попытке детально изучить биографию одного из любимейших писателей. Энгус Уилсон посчитал более целесообразным подать детальный анализ каждого произведения Диккенса, при этом факты биографии либо красивенько упуская, либо упоминая о них в связи с тем или иным произведением, либо иссушая их до пары слов-сухариков. Лично мне в этой биографии настолько не хватило биографии, что почти в каждой главе хотелось кричать автору в самое ухо: «А дальше что было»? Нет, Уилсон об этом упрямо умалчивал. В итоге получилась книга, полная субъективного анализа творчества великого Диккенса, но почти никак не раскрывающая особенности его удивительной жизни. Зачем нужно было так детально останавливаться на романах – я не понимаю. Да-да, в писательском деле так сложно провести черту между жизнью человека и миром его творчества, - всё это и так понятно. Но я придерживаюсь несколько иной точки зрения: думаю, что каждый читатель вправе сам составить себе мнение о том или ином произведении, не полагаясь на мнение литературоведов (и, кстати, по этой же причине недолюбливаю преподавателей по литературе, которые живут под девизом «есть две точки зрения: моя и неправильная»). Лично я не согласна с большей частью оценок, которые Уилсон дает творческому наследию Диккенса. Пожалуй, единственное, с чем я не могла не согласиться, это то, что роман «Большие надежды» - вершина творчества Диккенса. Всё остальное в основном совсем не схоже в моим мнением о том или ином романе. Вот и получилась в итоге то ли биография, то ли литературоведческое пособие по творчеству Диккенса с вкраплениями биографии.
Но даже не смотря на такую сухость изложения, можно сделать вывод, что жизнь у Маэстро было насыщенная, интересная, со множеством необычных знакомств и путешествий, с личными драмами и семейными проблемами, что Диккенс был натурой неуемной, непоседливой, полной творческих мыслей, начинаний, проектов. Жаль, что во времени мы не сошлись, а так бы хотелось побывать на одном из его публичных чтений, насладиться гениальными строчками в исполнении самого автора и получить автограф. «Думая о его смерти, мы должны каждую минуту помнить, какие сокровища потеряли, сколько он нам недодал», - написал Энгус Уилсон в конце своей книги. И тут с ним уж точно не поспоришь.
П.с. насколько недовольна осталась сухостью биографических фактов, настолько же довольна осталась иллюстрациями!
Комментарии
Очень советую посмотреть английский фильм "Невидимая девушка", он про позднюю любовь писателя. Мне кажется, хорошо передали дух.
Я видела этот фильм и он мне очень понравился! Именно поэтому мне были так интересны главы про эту его любовь...Но автор решил ограничиться парой фраз и уведомить читателя, что эта женщина имела большое значения для его творчества...//