Больше рецензий

aldanare

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2009 г. 16:51

158

1

Больше всего этот текст напоминает блуждание по пустым комнатам с белыми стенами, без какого бы то ни было шанса выбраться из лабиринта. Иногда где-то впереди мелькает силуэт персонажа, слышится обрывок разговора, торчит ниточка, которая может вывести в какое-то подобие сюжета - но все ниточки уходят в пустоту, из разговоров невозможно понять, о чем они, а что до героев, то местами даже непонятно толком, где тут герой, а где героиня.
Ребекка, Ким, Юлиус, Лейла, Даниэль, Бруно - это просто имена, герои похожи друг на друга, как клоны из одного автоклава. Они ничего не делают, ничего не хотят, и даже смерть кого-то из них не может вывести их из этого сомнамбулического состояния. Где-то у них есть ночные клубы, наркотики, секс, даже зачатки любви - но из всего этого не складывается текста. Герои разочарованы абсолютно во всем, считают все бессмыслицей, не стоящей их сил - а раз нет мотива, нет и движения. "Потерянность" очередного поколения оказалась доведена до абсурда, до полной пустоты и кромешной скуки.
Эксперимент "возьми героев, которые ничего не хотят, и посмотри, что они будут делать" провалился: герои не делают ничего, текст не движется никуда, зачем существовали эти 200 с лишним страниц - неизвестно. Получается морок, обманка. "Именно это" в некотором смысле родня французскому "новому роману", такому же сомнамбулическому топтанию на месте, иногда гипнотизирующему, иногда банально укачивающему читателя. Но все значительные "новые романы" были написаны в 70-е годы, а немец Нирман пишет свой Das Effekt (название романа в оригинале) в начале нулевых - пожалуй, запоздал малость...