Больше рецензий

31 января 2015 г. 14:12

1K

4

Для меня это не литературное произведение, скорее, это учебник, в котором автор высказывает свою точку зрения. Нашла книгу в разделе "философия" и ожидала, собственно, философскую точку зрения: о законах, о государственном управлении, о роли человека в государстве, о религии и о семье как важных институтах и т.д... Вот в этом плане я обломалась, потому что автор был конкретен и прямолинеен, не такую философию я ожидала. Но это никак не делает произведение плохим, и уж неполным его никак нельзя назвать.

Я прошу одной милости, хотя и, боюсь, что мне в ней откажут: не судить по минутному чтению о двадцатилетнем труде; одобрять или осуждать всю мою книгу целиком, а не отдельные ее фразы.


Поэтому говорю, что книга хороша. Это ТРУД, это заключение, это классификация, это та самая база, без которой невозможно двигаться дальше в изучении политики, экономики и государства.

Свобода философская состоит в беспрепятственном проявлении нашей воли, или по крайней мере (по общему смыслу всех философских систем) в нашем убеждении, что мы ее проявляем беспрепятственно. Свобода политическая заключается в нашей безопасности или по крайней мере в нашей уверенности, что мы в безопасности.

Народ вырождается не в пору своего зарождения; он погибает лишь тогда, когда зрелые люди уже развращены.

Законы природы человека: 1. идея творца, запечатленная в человеке; 2. стремление добывать себе пищу; 3. просьба, обращенная одним человеком к другому; 4. желание жить в обществе. В этом Ш. Монтескье оспаривает идею Гоббса о том, что первобытным людям свойственно желание властвовать друг над другом. Монтескье говорит, что данная идея состоит и зависима от множества других идей, поэтому никак не может быть первой, не может быть законом природы человека. Он говорит о том, что человек естественен, понятен и прост. Следует только знать или уметь определять в человеке его особенности. А сами эти особенности восприятия себя и окружающего мира зависят в частности и от политики государства.

Народное государство нуждается в добавочном двигателе; этот двигатель - добродетель.

Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству.