Больше рецензий

26 января 2015 г. 17:14

88

4

Слово дня - горизонт ожидания.

"Субмарину", к большому несчастью, преследуют громкие слова. Книгу сравнивают с "Над пропастью во ржи", фильм считают британским ответом самому Уэсу Андерсону. Хочешь, чтобы твоему другу понравилась книга или фильм - не расхваливай слишком сильно, хочешь, чтобы потребитель полюбил твою продукцию - не разбрасывайся громкими словами.

Скажу прямо, фильм я посмотрела прежде чем прочитала книгу. В моих планах не было браться за книжный вариант Оливера Тейта авторства Джо Данторна пока не наткнулась на неё во Львове на книжной ярмарке - грех не купить такой эксклюзив. Буду честной до конца, фильм мне понравился значительно больше, нежели книга. Сейчас объясню, почему.

Начнем с первоисточника - книги. Думаю все без исключения читатели уже успели провести параллель между "Субмариной" и "Тайным дневником Адриана Моула" Сью Таунсенд. Мне для этого хватила вымученной десятой части "Тайного дневника..." на языке оригинала. Тем не менее, сходство очевидно, не даром же в русской локализации (умрите, локализары) книга публикуется часто под названием "Интимный дневник Оливера Тейта". Но сейчас мы не об этом. О чем же книга? О трудных подростках, странных подростках, о помешанных на сексе подростках, о таких подростках, какими они должны быть. И тем не менее, я не нашла ничего от Холдена Колфилда, как обещает мне обложка, в Оливере, хотя мысли нашего героя тоже невероятно интересны:

Я верю в рыночные механизмы и полагаю, что если бы пчелы умели мыслить рационально, они бы с радостью поменяли лишний мед на чистые отдельные ульи, построенные человеческими руками и похожие на пляжные бунгало на дорогом курорте. У пчел и так шикарные рабочие условия - цветочки и все такое, - и им наверняка бы захотелось улучшить такое жилище.


Шах и мат, веганы. Тем не менее страшная перенасыщенность сексуальной озабоченностью и отдаляет Олли от Холдена, а "Субмарину" от "Над пропастью во ржи". Но не будем забывать, что перед нами герои разных эпох. Оливер - почти современник читателю, его подростковый период попадает на 90-е, и автор, соответственно, показывает другой набор вопросов: угроза распада семьи, страх ребенка перед этим, другой разрыв между отцами и детьми, другой бунт против общества. Оливер не плохой и не хороший, он просто соответствует своему времени и возрасту.

Сюжет книги для меня частенько оказывался скучноватым. Интереснее было читать разговоры Оливера с отцом, нежели, к примеру, описание слежки за матерью и Грэмом. И все же книга не лишена действительно сильных мест, таких, как глава Апофеоз. Книгу нельзя назвать плохой, она, однозначно, хороша по-своему, но громкое сравнение с произведением Сэлинджера слегка подпортило впечатление.

Что касается фильма, его стоит рассматривать исключительно как отдельное произведение. Киношный Оливер другой. Он более сентиментальный, менее жестокий, но не менее странный, не менее подростковый. Киноверсия "Субмарины" прошла через несколько фильтров, потеряла несколько дополнительных сюжетных линий и лишилась правдоподобной для подростков больной помешанности на сексе, но именно благодаря этому, становясь самостоятельным произведением, фильм приобрел особый шарм, которого не найти в книге.

Итак, от меня книга получает 8 из 10. "Субмарина" рассчитана на довольно узкую аудиторию, далеко не все смогут понять и воспринять Оливера Тейта, но тот, кто разглядит в нем себя в 15 лет не останется равнодушным к его истории.

Источник

Комментарии


"Хочешь, чтобы твоему другу понравилась книга или фильм - не расхваливай слишком сильно, хочешь, чтобы потребитель полюбил твою продукцию - не разбрасывайся громкими словами".
Хорошо сказано.