Больше рецензий

WickedWitch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2015 г. 16:16

726

4

Непростые у меня сложились отношения с этой книгой и, честно говоря, я рада, что наконец-то её дочитала.

Получила я совсем не то, что ожидала. Во-первых, название "Дочь фараона" ввело в заблуждение о том, что книга о Древнем Египте. Египет здесь, конечно, есть, но узнаём мы гораздо больше о Персии и династии Ахеменидов. Из множества действующих лиц египтян абсолютное меньшинство, по сравнению с персами и греками. Но эта неожиданность скорее плюс, так как ожидая меньше, получаешь больше.

Но вот описание книги, наоборот, обещало больше, чем есть: "Немецкий писатель и ученый-египтолог с мировым именем, Георг Эберс не пытался в своих исторических романах осовременить прошлое." (Роман к слову написан в 1864 году). Да, писатель не поместил современных людей в декорации прошлого. Он туда вообще живых людей не поместил. Все герои здесь - актёры, произносящие реплики хорошо поставленными голосами и помогая себе театральными жестами и позами.

И вроде бы всё в этой книге есть: любовь, дружба, интриги, тайны, войны и месть. Даже при прочтении статей в Википедии о реальных исторических событиях, лёгших в основу этого произведения, диву даёшься, что всё это было на самом деле, а не создано воображением голливудских сценаристов. А в каких красочных деталях и мельчайших подробностях Эберс старательно воссоздаёт быт прошлого!

Но вот не оживает книга. Не погружает в себя полностью (хотя местами и захватывает), не заставляет сопереживать персонажам всем сердцем и рыдать там, где, казалось бы, самое место. Причина этому, на мой взгляд, проста: автор перестарался. Поставив своей целью донести до нас всё материальное, интеллектуальное и духовное наследие Древнего Мира, да ещё и таких разных культур, как египетская, греческая и персидская, он превратил свою книгу в театрализованную лекцию. Все персонажи от слуг до царей, от детей до старцев говорят, как учителя философии, а то, что стоило написать от лица автора или в примечаниях, тоже запихивается в их речь. "Не могли бы вы дать мне свой номер телефона, ведь мы используем это приспособление для связи на расстоянии. Мы, суровые россияне, используем код 7, в то время как славным жителям солнечной Италии присуще число 39" Меня подобная манера автора раздражала и, несмотря на то, что всё это действительно интересно, замедляла чтение. А любимая мной в книгах философия здесь больше похожа на навязчивое морализаторство.

И всё же читать советую, ведь автор в первую очередь учёный и стиль романа - результат отчаянного желания передать читателям как можно больше знаний. А они действительно очень интересны, а мудрость предков, поданная навязчиво, не перестаёт быть мудростью.