Больше рецензий

9 января 2015 г. 13:18

80

5

Признаться, я не большой любитель реалистической прозы. Реальный мир такой скучный! Неудивительно, что почти все хорошие писатели стремятся из него сбежать. И увести за собой читателя. Мне не очень важно, погружаться в фантастический мир или в лирический – главное, что они оба далеко от моего города (откуда говорят, что не сбежать). И всегда печально, что эти миры совершенно недоступны и находятся только в воображениях автора и читателя.
Когда мы в школе изучали совсем классическую прозу, было ещё не так страшно. Всё-таки в нашем прошлом было много интересного: в основном за счёт несовершенства средств коммуникации, медицины и психотерапии. Но сейчас зачем-то пошёл совсем советский реализм – и на это просто невозможно смотреть! И на всякие современные русские сериалы тоже. Ну зачем же, зачем мне заново думать о том, с чем я встречаюсь каждый день? Неужели их смотрят только ради радости узнавания?
Наверное, в этом всё и дело. Мария Трауб зацепила меня – далеко не сразу, я даже не могу сказать, в какой момент – тем, что в её реальности я не узнал окружающей. Настолько изменился пошлый быт, отразившийся в зеркалах Петиной квартиры. Должно быть, зеркала оказались кривыми! Ведь все самые страшные его проявления гротескно выросли, но лучшие стороны выросли тоже, только в виде ярком и тёплом.
Тут пишется о самых ординарных событиях, даже сюжета можно сказать, что нет. Просто какое-то мелькание под крики и мысли тамады; и в этом мелькание – целая жизнь, пролетающая перед глазами. А жизнь эта выписана так филигранно, простые события так подогнаны друг к другу, с таким вниманием к мелочам и любовью к героям – что просто диву даёшься. И хочется читать про такое ужасное явление, как подготовка к свадьбе, и сочувствовать бесхарактерным аморфным героям. Главное – что не безликим. Потому что у каждого персонажа этого романа есть своё собственное лицо. И собственный стул.