Больше рецензий

16 декабря 2014 г. 23:22

521

4.5

Эффективный менеджмент в XIX веке

Итак, "Горное Гнездо". Люблю я такие названия! Ни за что не догадаешься, какая история таится за этими двумя словами. Какие только мысли не роились у меня в голове, пока руки неуверенно снимали с полки этот роман Мамина-Сибиряка. Орнитология? Геодезия? Экология? Нет, непохоже. Покопавшись в сусеках памяти, я вспомнил седой Урал, который так любил наш писатель, и тогда картина начала понемногу проясняться.

Урал, этот незыблемый хребет России, испокон веков разделявший Европу и Азию, служил промышленной опорой для целой Империи. Здесь строились мануфактуры, отливался чугун, открывались месторождения редчайших минералов. Но главной ценностью в этом уникальном месте были люди. Те, кто вводил в работу новые цеха, кто без устали работал в шахтах, кто заготавливал лес для доменных печей. На них держалось не только производство, но и финансовое благополучие огромной страны. Увы, как это обычно бывает при капитализме, деньги и власть оказались в руках потомственных владельцев, чьи отпрыски не горели желанием поднимать уральские заводы, а предпочитали снимать сливки и прожигать жизнь где-нибудь на Елисейских полях или в других злачных местах. Интересно, какие злаки произрастают на Елисейских полях?)
В этом свете приезд заводовладельца Евгения Лаптева на Урал кажется событием из ряда вон выходящим. Неудивительно, что новость "К нам едет ревизор!" со скоростью света облетела все уральские заводы, породив цепную реакцию интриг, закулисных игр и заговоров. Заводы той поры очень отличались от сегодняшних: в царское время Урал был государством в государстве, хотя правильнее будет сказать - держава в державе. И приезд пресыщенного "монарха" грозил низвергнуть всю существую провинциальную иерархию.

Легко писать рецензию на книгу, отталкиваясь от того, что в ней есть, но иногда бывает гораздо важнее уловить то, чего в ней нет. Иными словами - то, что автор намеренно решил не включать в сюжет. И прежде всего в "Горном гнезде" нет ни одного персонажа, который хоть как-то походил бы на положительного героя. Типичная властная жена, интригами заполучившая для своего мужа место на самом верху - это Раиса Павловна. Типичный маленький человек на побегушках - вот вам Родион Антоныч. Нужен инженер, не замечающий вокруг ничего, кроме механизмов - пожалуйста, Платон Васильевич. Пресыщенный жизнью глуповатый (несмотря на европейское образование) барчонок - и тот есть. И даже "луч света в тёмном царстве" - провинциальная красавица Гликерия - и та мечтает, как она будет блистать на петербургских балах, когда охмурит богатенького заводовладельца. Что всё это? Картина провинциальной жизни, отражённая в кривом зеркале или честная хроника событий времён начала упадка российской промышленности? Сознательная насмешка или авторская горечь от того, что он не в силах изменить существующий уклад вещей? И это ещё не все вопросы, на которые очень хочется найти ответ.

К примеру, контраст между "Россией, которую мы потеряли" и нашим днём просто огромен. Сегодня мы возмущаемся на форумах, когда кортеж премьер-министра перекрывает дорожное движение, а заводские крестьяне не погнушались впрячься в барскую карету и таким образом тащить её от церкви до самой усадьбы. Как же дико это выглядит, если смотреть из XXI века! В чём причина? Неистребимое русское холопство, вера в доброго барина, который "придёт и порядок наведёт"? Рабский менталитет, о котором так любят говорить современные либералы? Я не знаю ответа на эти вопросы, но боль автора, описывающего эти события, неподдельна. Она видна невооружённым глазом, просачивается в описания уральских пейзажей, громко кричит о себе со страниц. И Мамин-Сибиряк, к моей огромной читательской радости, честно говорит о ней без всякого коммунистического энтузиазма. Безусловно, прозвище "набоб", которое автор намертво прикручивает к владельцу заводов - это не просто яркий эпитет, это максима, от которой писатель не думает отступать. Акценты проставлены почтовым штемпелем и скреплены сургучной печатью. Однако смолчать здесь он бы не сумел. Человек, всем сердцем полюбивший этот уникальный край, не мог не выразить в прозе, как из господского равнодушия к источнику своих доходов, из варварского отношения к богатству земных недр, из пренебрежения к труду простых рабочих в душах людей "вызревают тяжёлые гроздья гнева", которые в конечном итоге приведут к катастрофе - гражданской войне. Всё это можно заключить в одну-единственную цитату:

Господи, какое время, какие люди, какая глупость и какая безграничная подлость!..

UPD: Что ж, из объятий истории перенесёмся в день сегодняшний. Год назад всерьёз велись разговоры о закрытии крупнейшего предприятия Урала - "Уралмаша". Управленцы подсчитали, что прибыльнее будет снести цеха, а на их месте возвести жилой район с увеселительными и торговыми заведениями. А это значит, книги Мамина-Сибиряка ещё долго не потеряют свой актуальности. Ничего не изменилось, только капризного "набоба" сменили "эффективные менеджеры". Какая из этих зол меньше - сказать не берусь.

To sum up: Аэрофотосъёмкой можно нафотографировать Урал в анфас и в профиль, с воды и с воздуха. Можно забраться в космос и получить подробнейшую карту местности. Но настоящий портрет найдёшь только в книгах об этом удивительном российском феномене. "Горное гнездо" Мамина-Сибиряка - как раз одна из таких.