Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2014 г. 20:30

3K

5

Вот он, вот он − человек, который любит женщин больше, чем сами женщины!))
Впрочем, также Ефремов любит Познание, Науку и Развитие.
Так что в «Лезвии бритвы» он оторвался вовсю.

Судите сами: лечение шоком паралитиков, а гипнозом − рака, эксперименты с ЛСД по пробуждению коллективного бессознательного, замуровывание в темном подземелье для очищения души (как Ефремову удается описание подобного! Что зловещие обряды Великой Матери в «Таис Афинской», что здешние ритуалы), древние индийские притчи, критика восточной и западной мысли, размышления о целях и задачах искусства, о психике человека, о развитии общества − поистине, кажется, на всех полях и дорогах жизни Ефремов, как Сейлормун, успел посеять добро и справедливость. Неужто он не общался с Джавахарлалом Неру? Вот уж с кем ему было бы о чем поговорить!
Также Ефремов несет возмездие во имя Луны, потому что попутно с его мощного плеча попадает... да кому только не попадает, собственно: всем, кто чтит слабое и темное, всем, кто замирает в развитии, всем, кто труслив и прячется от жизни. Потому что это не способствует процветанию рода человеческого. А что ему способствует? Правильно, сильные духом и телом, способные выдержать любое испытание, красивые мужчины и женщины!

Тут мы переходим к этой щекотливой теме − Ефремов и женщины... он такой глубокий и энциклопедически образованный человек, да и о вкусах не спорят, но... покуда он описывал волосы, зубы, рост и телосложение своего любимого типажа в разных, разных героинях, я молчала и улыбалась, но когда он, вдохновленный успехом, перешел к конкретике, описав двух (!) героинь в дюймах, я серьезно − грудь, талия, бедра, все как полагается − тут уж я чуть не упала с дивана. Вот чего не хватает писателям в описании милых дам. Конкретики! Хватит чесать языком, мне нужны цифры!))
(Между нами, порой цифры и правда в помощь − например, я поняла, почему «Апсару», статую, изваянную одним из героев, бездушные критики называли чрезмерно эротической: женщина 160 см с талией 60 см и бедрами 100 см...)
При всем при этом никакой эротики у Ефремова нет - это чистый мальчишеский восторг; напротив, он обличает тех, кто Красоту и Любовь сводит до sex appeal. В буквальном смысле: одну из прекрасных героинь, лишив гражданства, заставляли сниматься в порно, но благородный духом художник ее спас и изваял с нее ту самую статую. Вот это − подлинное искусство, вдохновленное глубоким чувством. Поскольку параллельно я читала Джин Болен о мужских архетипах, то добавлю: превыше всего, судя по всему, Ефремов чтит союз Гефеста с Афродитой, Творца и его Музы.

Про сюжет я даже говорить не буду − их там три, и только в конце, странице этак на ...сотой они сходятся воедино. Сегодня у нас русский Геракл силы, ума и духа объясняет очаровательной гимнастке, почему после «Молота ведьм» на западную женщину свалился Дамоклов меч истории, завтра итальянцы-авантюристы крадут алмазы с берега Слоновой Кости, послезавтра индийский художник разговаривает со своим гуру о том, как очистить зов плоти огнем духа, и спасает, и творит, и... и это самая грустная часть. Потому что путь развития человека и общества - это всегда дорога по лезвию бритвы: справа пропасть, слева бездна − и как жжет под ногами...

Must read в юности, сразу как только перестанут пугать книги, которые на 90% - не сюжет, а философия. Книга воспитывает душу и тело, каждый найдет в ней что-то свое. Я дочитала ее с третьей попытки, как и многие здесь... но это того стоило. Казалось бы по первому абзацу, у меня был с десяток причин к ней обратиться, однако сделала я это по случайному упоминанию подруги, мать которой, услышав название, сказала: знаешь? В наше время эта книга была под запретом. Ее публиковали самиздатом.
А еще ее продавали на черном рынке по цене Библии - около 40 рублей.
Немудрено! Многие древние формулы пришли ко мне именно через нее.
И одна из любимых фраз, ключ йоги: «Оберегай ближнего и дальнего и помогай ему возвыситься».

− Разве ты забыл, что сам строишь свою Карму, сам медленно и упорно восходишь по бесконечным ступеням совершенствования? Сама, только сама душа отвечает за себя на этом пути, от которого не свободен ни один атом в мире. О великий путь совершенствования! Знаешь ли ты, как медленно и мучительно, в неисчислимых поколениях безобразных чудовищ, пожирателей тины и падали, в тупых, жвачных, яростных и вечно голодных хищниках проходила материя кальпу за кальпой, чтобы обогатиться духом, приобрести знание и власть над слепыми силами природы − Шакти. В этом потоке, как капли в Ганге, и мы с тобой и все сущее.
Витаркананда поднял руки к горам, как бы сгоняя их воедино широким жестом.
− Еще бесконечно много косной, мертвой материи во вселенной. Крохотными ключами и ручейками текут повсюду отдельные Кармы: на земле, на планетах бесчисленных звезд. Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования, ручейки духа стекают в огромный океан мировой души. Все выше становится его уровень, все неизмеримее − глубина, и прибой этого океана достигнет самых далеких звезд!

Комментарии


Спасибо большое за редкое сочетание непосредственности и конкретности!


Спасибо за такие добрые слова! :)


Да в самом деле великолепно. А на фоне унылой скучающе-ёрнической замазки, что сопровождает книги ИАЕ (в том числе и здесь) - просто-таки глоток кислорода.

Пишите ещё про Ефремова! Вы можете.

ПС. Параметры Тиллотамы много жёстче: бёдра у неё 117! 100 с копейками было у Симы, 97 примерно у Сандры. Только у Сандры рост не указан, хотя сообщается, что она "сложена лучше, чем Софи Лорен" - след, с ефремовской т. зр., ещё резче и выразительнее.


Ого, так Вы его биограф? Ваши рецензии тоже впечатляют. Про «Лезвие...» я просто зачиталась.

В индийских главах автор несколько раз упоминает «Упанишады» – сокровенное знание Индии, заключительную часть Вед. Изначально образ лезвия бритвы возник именно в этой древнейшей книге: «Восстань! Пробудись! Найдя Великих Учителей, слушай! Путь так же труден для следования, как остриё бритвы. Так говорят мудрецы» .

Очень интересно, я не знала.
Тиллоттама теперь тоже больше впечатляет... я думала, Сандра была самой крепкой среди всех.)

Пишите ещё про Ефремова! Вы можете.

Спасибо еще раз. На самом деле пока что я читала только «Таис» и «Лезвие».


Да, я автор книги о Ефремове. А мои рецензии (по сути, это в жанр рецензий не влезает, столько всего понапихано) - почти полные главы из неё, посвящённые конкретным произведениям.


Ага, я так и подумала − больше похоже на литературоведческие статьи.


Кстати, вы попали в десятку с историей Гефеста и Афродиты - ведь первоначально они и были супругами, я об этом написал в книге, анализируя гендерные воззрения ИАЕ в их становлении. Но мало кто об этом помнит и уж ещё меньше связывает нынешнюю гендерную драму с фигурами нынешних "официальных" супругов - Любви и Насилия.


Любовь и Насилие − это, выходит, Афродита и Арес? Интересно смотреть с позиции греческих архетипов. Но если брать искусство, а не советскую/русскую жизнь − вроде книге пятьдесят лет уже, но массовое искусство за это время не сильно-то изменилось.
А где можно почитать про гендерные воззрения Ефремова? Честно, эта тема меня теперь очень занимает.)


Пожалуй, только в моей книге, к сожалению. Помимо обширных заходов при анализе худ. произведений, кот. здесь выложены, эта тема вплетена в собственно биографическое расследование и в главы, посвящённые конкретно его философии. Биография сама по себе напоминает фантастический детектив. Грустный, конечно, ибо всё вокруг несовершенно, включая и нас самих...

Там интереснейшие факты - в его биографии. Ему едва 16 - а его 4 дня посвящает в мужчины японская девушка. Он умирает в тайге - его выхаживают нанайские женщины (позже этот сюжет будет включён в повесть "На краю Ойкумены", где эллина, ушибленного носорогом, тайным женским ритуалом возвращают к жизни в центральной Африке). Его специально приезжает увидеть и лечить кенийская целительница русского происхождения Микаэла Денис...

По жизни женщины от него просто тащились и многим он дал, что называется, путёвку в жизнь, выводя на более высокий, надличностный уровень притязаний.

Да и будущее он связывал прежде всего с гендерным поворотом к инь-стратегиям (недаром в "Часе Быка" в 4030 г. Землю на планете мучений и тоталитаризма Торманс представляет именно женщина раджа-йог). "Белую богиню" Грейвса оценивал высоко и успел набрать инфы про тогда только открытый Чатал-Хююк с его матрицентризмом.


Это все очень интересно, спасибо большое, что делитесь!


К слову, мужем Микаэлы Денис был известный режиссёр-документалист Арманд Денис, и именно из его фильма о Бирме ИАЕ позаимствовал для "Таис Афинской" обряд поцелуя змея. Я когда смотрел - офигевал, ибо представить не мог существование кобры размером с анаконду :)


Я после "Таис" взахлеб читала энциклопедию мифологии на тему обрядов Великой Матери. Ефремов показал все настолько живо, и очень жаль было, что в современном мире эти древние силы человека крайне редко находят применение.


Есть две программные книги на эту тему, развившие тему матрицентризма Чатал-Хююка, интересовавшего ИА: "Чаша и клинок" Риан Айслер и "Цивилизация Великой Матери" Марии Гимбутас.


Прочитав вашу рецензию и диалог с Sat-Ok'ом, я понял, насколько я непроходимо туп и неразвит. Препарирование литературного произведение проведено на величайшем уровне!


Это скорее у Sat-Ok'а в статьях, а у меня просто отзыв-впечатление. Но спасибо на добром слове!
P.S. У вас ник в честь одного из моих любимых литгероев :)


Я вообще очень люблю и эту книгу, и этого героя. Его логика всегда железобетонна и в то же время парадоксальна)). А вот Ефремову я не смог простить, что некоторые моменты в книге он так и не объяснил - пресловутые серые камни, например.


Его логика всегда железобетонна и в то же время парадоксальна)).

О да))
Я на камнях не заморачивалась, т.к. вообще мало внимания уделяла сюжету: в русской части он слабее, чем в индийской и итальянской, по-моему. Да и во введении Ефремов писал, что сюжет условен и служит средством связи его идей.
С другой стороны, история Таты меня очень заинтересовала, и я бы почитала, что с ней сталось дальше. Скандалы, интриги, расследования, гипноз, экстрасенсы, масоны!
Впрочем, и Андреа, поклонник Сандры, тоже ушел со страниц, не прощаясь.


Вот и я о том же. Понятно, что сюжет здесь не играет основополагающей роли. Тот же Гирин готов был провести 2-3 часовую лекцию на любую тему и в любом месте. И всё же, зря Ефремов не уделил внимание этим деталям. Если бы он расставил все точки над "ё", то получилось бы полноценное произведение, не только с философской, но и с литературной точки зрения.


Думаю, это сделано умышленно - ведь в книге в принципе открытый финал. Так и жизнь постоянно подносит нам по касательной всякие неожиданности в виде встреч и событий, которые через некоторое время исчезают бесследно. Но... (парадокс!) оставляют след и заставляют мыслить.


Я тоже думаю, что умышленно. Но я ждал окончания с нетерпением, поэтому разочаровался слегка.


Я именно на эту тему придумывал сюжеты второй книги, которую-де непременно напишу (как я тогда полагал). Ещё меня крайне нервировала смерть Тилоттамы. Таисия Иосифовна долго упрашивала Ивана Антоновича сохранить ей жизнь, но тот был неумолим. А вот Низу Крит из "Туманности Андромеды" она смогла отстоять вопреки первоначальному замыслу.


Спасибо за любопытнейшую информацию! Буду знать теперь.


Очень интересная штука - домработницу Ефремова и Конжуковой (второй жены) звали именно Тата. После смерти Елены Дометьевны и появления Таисии Иосифовны она ушла. История непонятная, особенно в свете того, что ЛБ создавалась именно в это время. Возможно, существовал подтекст в отношениях, которого мы сейчас не можем понять.


А что ему способствует? Правильно, сильные духом и телом, способные выдержать любое испытание, красивые мужчины и женщины!

Так родился национал-социализм и теория расового (как, впрочем, и любого) превосходство.

Вот он, вот он − человек, который любит женщин больше, чем сами женщины!)

Добрая часть (ха-ха, щас мне наминусуют, ибо скажу плохое слово) идиотизма этой книги держится именно на этом. Ефремов тупо сбрендил на женщинах. Он готов объявить войну всем, от простых обывателей и Отцов Церкви (чьи цитаты он безбожно вырывает из контекста и не разу не стремится объяснить читателям, почему они так говорили) до Рамакришны, если они хоть слово скажут про женщин. Поймите правильно, из книги видно, что это патология, почище игромании.


Так родился национал-социализм и теория расового (как, впрочем, и любого) превосходство.

Любую идею можно довести до абсурда.
Как по мне, здоровая нация лучше больной нации, и лучше быть здоровым, чем больным. Не думаю, что это теория превосходства.

Ефремов тупо сбрендил на женщинах.

Можно и так сказать.))
Собственно, в рецензии я выразила ту же мысль, но мягче.
Будучи женщиной, я понимаю, что женщина выходит за рамки ролей, которые отводит ей Ефремов, пусть эти роли сто раз достойны восхищения. Но несогласие с автором в частностях не помешало мне получить удовольствие от в целом разумной книги с огромным энергетическим потенциалом :)