Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 00:02

911

5

Писать отзыв на "Черного Принца"? Шутка ли… Придется ведь не досыпать недели, как минимум, две или три, чтобы найти время для всех мыслей, посетивших мою несуразную голову. Мало того, их уловить. Мысли — они ведь, словно осы, то налетят целым роем с угрозой свалить насмерть (как минимум, довести до реанимации), то прожужжит одна где-то поблизости, но стоит лишь затаиться не двигаясь, чтобы ее быстро поймать и убить – жужжалки и след простыл.

Вместо отзыва (т.е. всего того, что лично я думаю по поводу "Черного Принца"), предлагаю устроить здесь обсуждение. Может быть, этим нарушу формат уважаемого лайвлиба, где рецензиям есть свое место, а обсуждениям — иное, надеюсь, мне простят. Я тут составила список вопросов, на которые приглашаю ответить — и френдов, подхвативших мою недавнюю инициативу коллективного прочтения (спасибо вам, Godefrua , Anais-Anais , Wala ), и всех остальных (желающих), читавших когда-либо "Черного Принца". Не могу пригласить тех, кто его пока не читал (извините, но даже в вопросах тут будут кое-какие спойлеры).

Только давайте, по-честному, не гугля, не подглядывая у критиков, или, у тех, кто уже написал свою рецу на ЧП, пусть каждый желающий выскажет свое мнение — независимое и незаимствованное.

Вопросы для обсуждения ниже, вне очередности, в куче (даже нумеровать не буду, дабы не вводить кого-либо в соблазн кратко ответить под цифрами. Хотите – отвечайте на все вопросы, хотите — выборочно (хотя бы даже на какой-то один). Хотите – предлагайте свои вопросы (у тех, что читает и ценит Мердок, вопросов, как правило, всегда больше, чем ответов).

Итак, поехали…

Дальше...

Как вы думаете, почему роман называется "Черный Принц"?

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Titian+Marsyas.jpg
Эта иллюстрация здесь – не случайна. Но пока я не только ли воздержусь от своих комментариев по ее поводу, а даже не озвучу название картины и ее автора. Знатоки искусства и так узнают. Знатоки мифологии узнают сюжет. Знатоки Мердок и без меня знают.

Мои ответы на все вопросы, возможно, прозвучат где-нибудь в комментариях. Хотя я честно постараюсь не отвечать на вопросы (лишь на комментарии, если будут), а написать-таки "отзыв" в формате ответов — потом.

1 2

Комментарии


Наконец-то и я перечитала роман и попробую ответить на вопросы. До того, как прочитала, даже и сами вопросы не смотрела, что внимание не акцентировалось...

Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (Любовь? Эрос? Садо-мазохизм? Писательство? Мужененавистничество? (Или, наоборот, жено-…) Соотношения любви и смерти? Соотношения искусства и жизни? Искусства и морали? Молодости и преклонного возраста? Или: "Нет, не то всё! Черный Принц, на самом деле, о…" О чем он, по-вашему?)

Я бы сказала, что роман о смысле (бессмысленности?) жизни. А смысл жизни – это любовь и творчество. И то и другое - попытки преодоления экзистенциального одиночества и отчаяния. Само собой, что не все попытки заканчиваются удачно. Кстати, никакого ненавистничества

Кто из героев там Черный Принц? (Брэдли? Джулиан? Или: "Ни тот, ни другой"?) И кто из них Гамлет?

Где-то в романе есть фраза Брэдли о том, что каждый представляет себя Гамлетом, читая Шекспира. Вот и мне показалось, что в романе – сплошь Гамлеты в вечных размышлениях быть им или не быть, как быть, с кем быть, или без кого быть. Оттого и две смерти, оттого и по-разному складывающиеся и пересекающиеся любовные треугольники. Гамлет № 1 – Брэдли, но № 1 в том числе и потому, что он главный герой, а если сделать главным героем, скажем, Арнольда, то из него вышел бы неплохой Гамлет. А Черный принц – это все же Черный Эрот.


За кого вы принимаете Брэдли Пирсона / с чьим мнением наиболее солидарны? (С Кристиан в том, что Брэдли "в конце концов повредился в уме и впал в безумие"? С Фрэнсисом Марло в том, что Брэд испытывал гомосексуальную любовь к Арнольду Баффину и убил его на почве своих фрейдистских комплексов? С Рэйчел: "Это был унылый неудачник, стыдящийся своего происхождения, своей необразованности и до нелепости стыдящийся своей службы"? С Джулиан, видевшей "целую жизнь усилий и неудач" того самого Пирсона, выдававшего "измышления чужого ума" за цитаты из ее собственного письма?

Из вышеперечисленных трактовок ближе всего мне мнение Джулиан в той части, что жизнь Брэдли – это цепь «усилий и неудач», но в остальной части – нет. Брэдли – единственный из Гамлетов романа, кто решился «не быть» (отказался от продолжения нормальной «мирской» жизни» и, тем самым, сумел «быть», пускай и в тюрьме – «монастыре», прочие же предпочли «быть», но продолжили не бытие, а существование.

Кого же из них любил Брэдли все-таки? (Ну, если он там вообще кого-то любил…)

Думаю, что Брэдли любил Присциллу, пускай и «странною любовью», в которой было много жалости и порой даже презрения. В Присцилле Брэдли мог любить и жалеть как бы самого себя, о чем он даже и говорит где-то в первой части романа.

Аналогичным образом, Брэдли любил Арнольда, и я не про гомоэротические мотивы, Брэдли знал и любил Арнольда как друга, как человека. К любви была примешана и зависть и ненависть, но он неплохо понимал Арнольда, так как познавал не только через общение, но и через творчество.

Думаю, один из смыслов романа как раз в этом – показать, что любовь человеческая – это чувство скорее «низкое», чем высокое, возникающее на базе любви и жалости к себе и реального узнавания другого и являющееся не в «парадном» виде.

И в этом её отличие от влюбленности, которая сплошь только красивые фантазии.

Объект любви – человек (т.е. и не объект уже, а субъект), объект влюбленности – мысль и/или образ в твоей собственной голове ( т.е. живой человек, личность превращается в объект).

Вот в Джулиан (а м.б. и в Кристиан, в юности) Брэдли был всего лишь влюблен. Совершенно прекрасна сцена его объяснения с Джулиан: там прямым текстом вся правда о т.н. «романтической любви».


Кто, по-вашему, убил Арнольда Баффина?

Думаю, что Рейчел. И это был своего рода акт любви. Все же у Брэдли градус эмоций был не тот. Кроме того, возникает своеобразная симметрия - в начале романа Арнольд думает, что убил Рейчел, а в конце - гибнет сам.

Кто такой мистер Локсий? (Сосед Б.П. по камере, к которому он "воспылал неумеренной любовью"? "Насильник и убийца, некогда известный музыкант-виртуоз, который небывало жестоким способом убил преуспевавшего собрата по профессии"? Издатель, близкий друг Брэдли Пирсона? Или его очередная выдумка?)

Вот тут я пока не до конца определилась. По моим ощущениям – это некая внутренняя часть самого Брэдли, все подавленные эмоции, чувства, желания, все то, что не было воплощено в жизни, воплощено в этой части. Плюс к этой версии – метафорическая смерть («не быть») , которая одна и означает «быть», как я писала выше. Возможно, это полный бред, конечно…

В ком из героев романа Айрис Мердок больше всех проявила себя самоё?

Думаю, что практически во всех персонажах есть некие части автора. Где то я читала мнение о том, что Шекспир «выше» Байрона не в силу особой красоты его стихов, а потому, что в его личности – множество самых разных, в том числе полярных, персонажей и личностей, а у Байрона – только «байронические» герои. ИМХО, в этом смысле Айрис Мердок почти равна Шекспиру: она может воплотиться и в юных и в пожилых, и в мужчин и в женщин, и в романтиков и в прагматиков.

Какого вообще пола (и какой ориентации) был(а) Айрис Мердок?

Она была женщиной- сапиосексуалом.)) А если серьезно, то мне кажется, что она из тех немногих людей, кто умел видеть и ценить в человеке человека и его красоту, при этом тот факт, какого пола этот человек – вопрос второстепенный. Ориентации отчего-то придают слишком большое значение. А волнует ведь конкретный человек, а не гендер.)


Большое спасибо за ответы! Я не могу в настоящее время поговорить подробно, но обязательно вернусь к обсуждению с вами чуть позже, хорошо?


Ну конечно, отвечайте когда вам удобно. Я сама так долго читала, что уж точно - не мне жаловаться.))


Буду обдумывать. Интересно! Такой развернутый ответ стоит многих рецензий, я знала, знала, что у вас там будет много новенького и нами недодуманного!


Ну уж прямо и и "многих...", одну-то не могу... )


Очень оригинальная мысль про симметрию убийства.
И насчет неспособности любить Брэдли. Думала. И тут меня посетила мысль - персонажи Арнольд и Кристиан незаслуженно нами игнорируются. Вы здорово упомянули Арнольда. А ведь там еще и в Кристиан изюм. Она достигла так сказать просветления и стала успешной женщиной. Некий образец гармонии - амер.практичности и любви в себе от буддизма. А ведь она была не такой, она была 'пожиратель', если вспомнить сокрушения Брэдли.


Продолжу (пишу с телефона, сори если что)
Так вот, он достиг собственной гармоничности в своей квартирке, своем мирке. Кристиан тоже. Им бы сойтись. Но эти бесцеремонные вторжения с Бафинами, манро и Присциллой. И испытание этой страстью к Джулиан. пожирательской. Не буддийской любовью совершенно. Этот момент с грубым сексом подтверждает, что чувство он к ней испытывал скорее животное. Вот и дилемма - бежал от огня(Кристиан), попал в полымя. Не хотел быть сожранным, сожрал сам. Все таки они с Дж в разных весовых категориях и дело не в возрасте. Она незрелая. А его подвело воздержание, так нельзя живому человеку, хоть мужчине, хоть женщине.


Насчет Локсия - интересная мысль. Сходится. Растлитель)) но музыкант? Хотя в опере было о музыке рассуждение.


Любовь низкое или высокое чувство. А вот надо уметь найти грань. Адекватно своей личности и того кого любишь.
Низость любви - в обладании. Не в секс.плане даже, а в желании поглотить, сожрать, смять и напитаться.
Высота - в силе, в окрыленности и вдохновении. В импульсах к творчеству. В расточении любви миру. Всему. Не только обьекту.
Если брать за подсказку буд.философию - где к сексу нет ханжеского подхода, предполагается развитость поведения, то у меня напрашивается один вывод - секс - примиритель, уравнитель. Помощник. А постхристианском мире секс - низость и любовь низка. Это и подвело и Брэдли с его ханжеством и воздержанием. И Дж с ее незрелостью.
Выход был в Кристиан для Брэдли. Но он его ...


Ваши ответы на вопросы - вполне самостоятельная рецензия. Почему бы вам не скопировать их в отдельный пост? Пусть увидят и ваши подписчики (а то здесь-то лишь немногочисленные мои :))


Вы даже не представляете, насколько близко подошли к "ключу". Давайте разберемся с Черным Эротом для начала. Кто он? Что он?

1 2