Больше рецензий

bookeanarium

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2014 г. 11:17

133

4

«Юность Пикассо в Париже» - это один из этапов работы над фильмом про знаменитого художника. Гэри Ван Хаас пишет сценарии, книги, продюсирует фильмы, хотя по специальности журналист, окончил знаменитый американский университет УКЛА (UCLA, ранее в этом же вузе учился, например, Джим Моррисон, фронтмен «The Doors»). Публиковался в «Time», «Newsweek», «Herald Tribune», написал несколько книг, из которых до «Юности Пикассо в Париже» на русский перевели только одну, - триллер «Икона». В новой книге Ван Хаас через тридцать одну главу проводит молодого художника, о котором вскоре заговорит весь мир. «Юность Пикассо в Париже» написана по сценарию к фильму, запланированному к выходу в прокат на 2015 год.

Байопики, фильмы-биографии, крайне популярны; сейчас в кинотеатрах идёт фильм про Ив Сен-Лорана, а ведь всего несколько месяцев назад вышел фильм об этом же французском модельере. Когда снимают экранизацию классического произведения из школьного курса чтения, будь то «Анна Каренина» или «Идиот», мгновенно улучшаются оценки по литературе, ведь проще и быстрее посмотреть фильм, чем страница за страницей вчитываться в хитросплетения сюжета. Когда снимают фильм об историческом событии или деятеле – «Троя», «Чингисхан», люди начинают интересоваться литературой о тех временах и людях; или хотя бы начинают обращать внимание на статьи в журналах, затрагивающих теперь уже знакомую тематику.

Книга (и будущий фильм) о Пикассо – хороший повод, чтобы узнать немного о значительных страницах истории культуры ХХ века, художественных направлениях и культурных революциях, которые происходили. Помимо того, кто такой Пабло Пикассо, откуда он, кто по национальности, из книги можно узнать, почему взял фамилию матери, при чём тут вообще Париж и почему, например, «голубой период» Пикассо называется именно так. На любой из этих вопросов легко можно найти ответ в «Википедии», но чтобы обратиться к словарной статье, нужно чтобы появился интерес. А интерес появляется после просмотра фильма. Или появления подобной книги (где, конечно, далеко не всё рассказано о художнике).

Ван Хаас написал очень ёмкую, лаконичную историю, по большей части состоящую из диалогов. Здесь будут Малага, Барселона, Мадрид и, конечно, Париж, который полон молодыми, стремящимися к славе художниками. Здесь будет Гертруда Стайн и множество других знаменитых персон. Будет ладно скроенная история художника, из карманов которой выглядывают выдержки из энциклопедий, которыми автору хотелось обогатить и насытить текст. Лучше бы Ван Хаасу было пересказать своими словами все эти искусствоведческие подробности, был бы равномернее текст. Но в целом получилась лёгкая и понятная история о молодом авангардном художнике, который вот-вот откроет двери в этот безумный, безумный мир.

«Пабло много думал о работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», которая была выставлена в 1874 году и в конечном счете дала название движению импрессионистов, после того как критик Луи Леруа обвинил Моне в том, что его работа – всего лишь набросок, или impression —«впечатление», незаконченная картина. Между тем, она демонстрировала многие технические приемы, которыми пользовались «независимые»: короткий прерывистый мазок, лишь слегка намечающий форму; чистые цвета и особое внимание к эффектам освещения. Это было очень важно для Пабло».

книжный блог "Букеанариум"