Больше рецензий

10 мая 2024 г. 14:14

65

4 Рептилоиды в окне четвёртой стены

Понятия не имею, откуда я вообще взяла "Ночь иллюзий" и почему она лежала в папке "прочитать". Возможно, книга прошибла четвёртую стену и вывалилась сама из себя в реальный мир, потому что а почему бы и нет, это вполне соответствовало бы её содержимому.

В повести определённо есть сюжет, причём он запутанный и многослойный, составленный из детектива, триллера и щепотки галлюциногенов, но невозможно описать, в чём он состоит. Также невозможно понять, кто в нём участвует, потому что не до конца возможно даже установить, есть ли главный герой вообще, или он сам себе пригрезился. Широко известная притча про спящего Будду и бабочку была бы прекрасно подходящей аннотацией.
По уровню понимания того, что здесь происходит, "Ночь иллюзий" стремительно обгоняет какой-нибудь жалкий "Свет" или "Брошенные машины", задорно хохочет и уносится в сторону далекого космоса, ловить рептилоидов на живца. Кто именно предстаёт приманкой, определить потребуется самостоятельно.

Да, кстати, рептилоиды здесь действительно есть.
Ну как действительно. Наверное, действительно. В рамках остального калейдоскопа безумных сцен.

Всё начинается вроде бы просто: есть частный детектив, к которому приходят со словами "вот заказ, и неважно, что ты сейчас не работаешь, страна нуждается в том, чтобы ты всё-таки поработал", есть клиент, высокопоставленный и очень политически ценный - целый сенатор, который сошёл с ума, и коллектив приближённых не нашёл лучшего способа починить его протекающую крышу, чем подыграть в безумие, завершив ментальный квест и выведя сенатора обратно на светлую сторону психического здоровья.

Ну, допустим. Завязка уже попахивает лёгким таким ароматом странности, но почему бы нет. Мало ли, как у высоких чинов принято решать проблемы со здоровьем, действительно.

Однако уже начиная от встречи детектива с сенатором книжная реальность начинает расползаться. Охраняемый дом начинает плавиться и оказываться больше изнутри, чем снаружи, забор превращается из бетонного в деревянный, улицы замыкаются сами в себя, Луна и звёзды могут неожиданно выключиться, погрузив город в абсолютную темноту, входящая в бар случайная женщина может вдруг оказаться супругой, а события будут бесконечно перезапускаться. Ощущение, что Лаумер предвосхитила игровой жанр рогаликов до того, как вообще появились игры, потому что именно рогалик вся эта беготня с постоянным откатом к начальной точке напоминает больше всего. И сборки персонажа тоже постоянно разные - то он детектив, то учёный, то бездомный, то военный.

Каждый новый цикл кажется, что наконец-то вроде понятно, что здесь происходит, но каждый раз оказывается, что нет. Это эксперимент? Это сон? Это виртуальная реальность? Это концепт новой когнитивной войны? В гости к уже не-детективу постоянно заходят какие-то создания, от манекенов до состоявшихся рептилоидов в розовой жилетке, которые пытаются убедить его, что их интерпретация событий - верная. Периодически они учат его просыпаться или менять реальность силой мысли, но всё это приводит только к очередному перезапуску и обнаружению себя в баре. С изменениям. И новыми комментариями. И старыми локациями, переписанными по новому. В окнах можно увидеть самого себя или чёрную дыру, а милое местечко для отдыха где-то под Чикаго оказывается вообще другой планетой с силой тяжести на 18% ниже, чем на Земле.
Только хрустальная люстра упорно держится сама за себя, каждый раз появляясь на потолке. Правда, почему-то разных комнат.

К финалу я окончательно заблудилась в том, что это, кто это, где это и куда мы все идём; к десятому перевороту всего происходящего и выдаче новых вводных перестаёшь даже понимать, кто кого читает, читатель книгу или книга - читателя, а рептилоиды начинают разговаривать непосредственно с ним напрямую, минуя скучную прослойку в виде главного героя. Сказать, что "Ночь иллюзий" ломает четвёртую стену, будет небольшим преуменьшением, потому что она вообще деконструирует само понятие книжной реальности, также, как любых других её уровней.

То ли постмодерн, то ли метаирония, то ли новеллизация "The Stanley Parable", заблудившаяся во времени и произошедшая на сорок лет раньше.

В целом, я не особенно люблю сюрреализм и все эти литературные эксперименты со снами снов во сне, так что "Ночь иллюзий" определённо не тот сорт книжного приключения, которое, по идее, должно было доставить мне удовольствие. Но что-то произошло, и за счёт своего небольшого объёма, отличного стиля написания, добротного такого сарказма, который густо насыпан в главного героя, и ярких описаний, мне было хорошо. Это крайне динамичный трип в полуночное безумие, где ничего непонятно, но очень интересно, и именно в этом, похоже, состоит весь шарм этого глубоко странного произведения.
Читать это - определённо испытание для храбрых духом, но можно получить много неожиданных впечатлений.