Больше рецензий

3 мая 2024 г. 12:55

47

4 Александр Беляев – «Продавец воздуха»

Горе тем, кто пойдет по ветру! (с)

Можно сказать, что это случайно прочитанное мной произведение: недавно внезапно вспомнила обрывки сюжета (кажется, читала или, скорее, листала в подростковом возрасте), будучи уверена, что это что-то из Жюля Верна. Прочла буквально за пару дней. Ну что ж, далеко не шедевр и далеко не Жюль Верн – классическая фантастика раннесоветского периода (произведение вышло в свет в 1929 году) с крепкой идеологической базой, актуальной на момент написания.

Молодой метеоролог Клименко направлен в Якутию в целях обнаружения причины изменения климата и воздушных течений. По стечению обстоятельств он узнаёт, что некий богатый капиталист мистер Бэйли организовал в жерле потухшего вулкана завод по переработке воздуха в некую густую субстанцию, так называемый «жидкий воздух». Мистер Бэйли планирует продавать «жидкий воздух», поскольку из-за его экспериментов Земля в скором времени ощутит нехватку воздуха обычного. Кроме того, как упоминалось выше, добыча и переработка воздуха влечет за собой серьезные климатические изменения, которые постепенно перерастают в природные катаклизмы.
Клименко нужен Бэйли как квалифицированный специалист, в которых у предприимчивого капиталиста есть серьезная производственная необходимость. Молодой коммунист начинает работу, не оставляя, впрочем, попыток связаться с властями и остановить Бэйли. Метеоролог предпринимает сорвавшуюся попытку бегства, едва не стоящую ему жизни, а затем начинает своеобразную подрывную работу, так сказать, изнутри.
У нашего героя есть помощники: живо симпатизирующий советской власти якут Никола, в компании которого Клименко угодил к Бэйли, и девушка, которая курирует работу метеоролога – Элеонора Энгельбрект (дочь еще одного учёного – пленника Бэйли). Собственно, отношения Клименко и Норы составляют своеобразную любовную линию романа; при этом девушка настолько мила и лирична по контрасту с окружающей действительностью, что читателю сразу становится ясно – ей отведена жертвенная роль. Трагичная история Элеоноры становится рычагом, который двигает историю к развязке.
При этом никаких особенных художественных или сюжетных достоинств у «Продавца воздуха» нет. По сути, это очередная чисто идеологическая история, в красках иллюстрирующая преступления капитала против рабочего класса. Людоедские замыслы капиталистов терпят здесь сокрушительный крах при столкновении с Красной армией, пришедшей спасать всех людей планеты и самое планету.
Любовная линия смазана: Клименко любит партию гораздо сильнее, чем Нору, и полностью сконцентрирован на успехе своей подрывной деятельности, ему не до сантиментов и переживаний.
Фантастическая линия о якобы имеющихся торговых отношениях между Бэйли и некой цивилизацией с Марса повисает в воздухе и теряется в противостоянии капиталистов и коммунистов.

В целом, несмотря на повествование от первого лица, история производит впечатление довольно подробного синопсиса к фильму, эдакого сценарного плана. Из-за этого она совершенно не цепляет эмоционально, а герои остаются «картонными», они функции и иллюстрации, но не полноценные персонажи полноценного художественного произведения.

Кстати, на протяжении прочтения всё время думала о том, что на этой базе, пожалуй, вышел бы неплохой классический компьютерный квест в стиле когда-то страстно мной любимой «Сибири»: что-то монументальное и с уклоном в стимпанк.