Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

16 апреля 2024 г. 07:27

94

4 "Чересчур нежный кошмар..."

Было нечто невероятное в этом небесном пейзаже, нечто такое, что низводило земную жизнь к дурному сну, «наполненному гамом и исступлением», сну, который подменяет эту полную поэзии безмятежность, усладу для глаз и души, которая и должна была бы являться настоящей жизнью.

Очаровательная вещица с лёгким налётом ретро, прочитала с удовольствием. Впрочем, я давняя поклонница Саган, поэтому почему бы мне не быть пристрастной. Странно, но в своё время "Волшебные облака" умудрились пролететь мимо меня совершенно незамеченными, и я рада, что пробел наконец восполнен. Удивительно, но творчество Франсуаза Саган всегда ассоциировалось у меня именно с облаками или с чем-нибудь подобным — причудливым, невесомым, воздушным, ускользающим, эфемерным. Мне всегда казалось, что она и сама витает где-то высоко в облаках, пытаясь укрыться от обыденности и земных забот... И вдруг в этой книге мне встречается подтверждение этим моим ощущениям:

Ей захотелось <...> укрыться от повседневной жизни, от того, что другие называют жизнью, избежать волнений, переживаний по поводу своих достоинств и недостатков, быть бренной, наделённой дыханием песчинкой, покоящейся на миллионной части одной из многих миллиардов галактик.

И пусть эти слова передают всего лишь мысли главной героини Жозе, мне кажется, они очень точно отражают умонастроения самой писательницы. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но говорят, будто бы Франсуа Мориак , прочитав  Здравствуй, грусть!  — первое изданное произведение девятнадцатилетней на тот момент писательницы — назвал её "очаровательным монстром". По-моему, тут есть доля правды. Проза Саган действительно изящна и очаровательна, она читается легко и льётся свободно и естественно, словно музыка или красивые стихи.  Но при этом внутри этих лёгких облаков  — люди, переживающие или пережидающие бурю. Они одновременно похожи и не похожи на нас, им не приходится заботиться о хлебе насущном, они страдают от разного рода зависимостей, а их сердца разъедают необъяснимые страхи и смутные желания, опустошающие душу.

Я бесконечно далека от того мира, в котором живут главные герои этой истории, и вполне могла бы отмахнуться от их проблем, решив, что они просто бесятся с жиру. Но ведь в большинстве своём люди, каким бы ни был их род занятий, материальное положение или социальный статус, в схожих ситуациях испытывают одни и те же эмоции и переживают похожие ощущения. И моделей семейных отношений не так уж много. Так почему бы не понаблюдать за этой парой — Аланом и Жозе — и попытаться понять, что между ними происходит.

Профессиональный психолог наверняка сразу бы поставил диагноз этим двоим и их отношениям: болезненная созависимость, где в тугой клубок сплелись любовь, ненависть, нежность, ревность, страсть, восхищение, наваждение, желание обладать, жалость, сострадание, вражда и бог знает что ещё. 

Алан — маменькин сынок, неврастеник, эгоист и манипулятор, Жозе — плывущий по волнам ребёнок, принимающий решения под влиянием минутной прихоти и не отвечающий за свои поступки. Она любит мужа и не хочет его терять, но и жить с ним под одной крышей с каждым днём становится для неё всё более невыносимым. Она не собирается уходить от него (хоть однажды и предпринимает отчаянную попытку сбежать), но и продолжать жить с ним как прежде больше невозможно. Её пугает и в то же время восхищает его любовь к ней и его способность увлекать её за собой в круговорот своих собственных страстей. Ему никто не нужен, он видит только её и тем самым как бы разлучает её с другими людьми: когда он рядом, все люди начинают казаться ей суетными и скучными.

Ведь в ней и правда было что-то от собачонки, которая жаждала, чтобы её подобрали и приласкали.

Приятель Жозе, Бернар, так охарактеризовал их отношения:

— Что ж, подобные развлечения вполне в вашем духе. Так забавляются богатые самодовольные невежи. Вы оба ведёте бестолковую жизнь. Вы, Алан, — по причине бог знает какого душевного изъяна, Жозе — в силу своего безволия, что ещё хуже.

По-моему, очень похоже на правду. Жозе, по её же собственному признанию, умела лишь кормиться из ладоней любящих её людей. В результате Жозе всё же нашла выход из этой ситуации — выход, позволяющий ей остаться с Аланом и при этом обуздать и приструнить его. Она нашла к нему ключик. Неожиданный, надо сказать. Повествование обрывается на этой самой ноте, и мы не знаем, как сложатся в дальнейшем эти странные семейные отношения. Что-то мне подсказывает, что ничем хорошим это не закончится, но именно в тот момент это был, пожалуй, единственный выход для Жозе, желающей сохранить их брак. Другое дело, зачем она нужна, такая семейная жизнь?

Если говорить о моём отношении к героям этой истории, то оба они, понятное дело, меня бесили. С Аланом всё понятно, но его всё равно было жалко, потому что он больной. А витавшая до поры до времени в облаках Жозе оказалась не такой уж беззащитной собачонкой, жаждущей, чтобы её приласкали: у неё прорезались зубки. Но вообще-то, шли бы они работать, тогда вся эта дурь очень скоро выветрилась бы из их голов полностью и без следа. Реальная жизнь быстренько спускает с небес на землю.

Чувственная, красиво написанная история странных отношений двух любящих людей.  В жизни бывает всякое, но ведь об этом ещё нужно уметь хорошо и интересно рассказать. А Франсуаза Саган умеет, уж поверьте.

*********
Театральный сезон, Акт IX, труппа французского театра "Дежавю и Жамевю"