Больше рецензий
16 апреля 2024 г. 07:27
94
4 "Чересчур нежный кошмар..."
РецензияБыло нечто невероятное в этом небесном пейзаже, нечто такое, что низводило земную жизнь к дурному сну, «наполненному гамом и исступлением», сну, который подменяет эту полную поэзии безмятежность, усладу для глаз и души, которая и должна была бы являться настоящей жизнью.
Очаровательная вещица с лёгким налётом ретро, прочитала с удовольствием. Впрочем, я давняя поклонница Саган, поэтому почему бы мне не быть пристрастной. Странно, но в своё время "Волшебные облака" умудрились пролететь мимо меня совершенно незамеченными, и я рада, что пробел наконец восполнен. Удивительно, но творчество Франсуаза Саган всегда ассоциировалось у меня именно с облаками или с чем-нибудь подобным — причудливым, невесомым, воздушным, ускользающим, эфемерным. Мне всегда казалось, что она и сама витает где-то высоко в облаках, пытаясь укрыться от обыденности и земных забот... И вдруг в этой книге мне встречается подтверждение этим моим ощущениям:
Ей захотелось <...> укрыться от повседневной жизни, от того, что другие называют жизнью, избежать волнений, переживаний по поводу своих достоинств и недостатков, быть бренной, наделённой дыханием песчинкой, покоящейся на миллионной части одной из многих миллиардов галактик.
И пусть эти слова передают всего лишь мысли главной героини Жозе, мне кажется, они очень точно отражают умонастроения самой писательницы. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но говорят, будто бы , прочитав Здравствуй, грусть! — первое изданное произведение девятнадцатилетней на тот момент писательницы — назвал её "очаровательным монстром". По-моему, тут есть доля правды. Проза Саган действительно изящна и очаровательна, она читается легко и льётся свободно и естественно, словно музыка или красивые стихи. Но при этом внутри этих лёгких облаков — люди, переживающие или пережидающие бурю. Они одновременно похожи и не похожи на нас, им не приходится заботиться о хлебе насущном, они страдают от разного рода зависимостей, а их сердца разъедают необъяснимые страхи и смутные желания, опустошающие душу.
Я бесконечно далека от того мира, в котором живут главные герои этой истории, и вполне могла бы отмахнуться от их проблем, решив, что они просто бесятся с жиру. Но ведь в большинстве своём люди, каким бы ни был их род занятий, материальное положение или социальный статус, в схожих ситуациях испытывают одни и те же эмоции и переживают похожие ощущения. И моделей семейных отношений не так уж много. Так почему бы не понаблюдать за этой парой — Аланом и Жозе — и попытаться понять, что между ними происходит.
Профессиональный психолог наверняка сразу бы поставил диагноз этим двоим и их отношениям: болезненная созависимость, где в тугой клубок сплелись любовь, ненависть, нежность, ревность, страсть, восхищение, наваждение, желание обладать, жалость, сострадание, вражда и бог знает что ещё.
Алан — маменькин сынок, неврастеник, эгоист и манипулятор, Жозе — плывущий по волнам ребёнок, принимающий решения под влиянием минутной прихоти и не отвечающий за свои поступки. Она любит мужа и не хочет его терять, но и жить с ним под одной крышей с каждым днём становится для неё всё более невыносимым. Она не собирается уходить от него (хоть однажды и предпринимает отчаянную попытку сбежать), но и продолжать жить с ним как прежде больше невозможно. Её пугает и в то же время восхищает его любовь к ней и его способность увлекать её за собой в круговорот своих собственных страстей. Ему никто не нужен, он видит только её и тем самым как бы разлучает её с другими людьми: когда он рядом, все люди начинают казаться ей суетными и скучными.
Ведь в ней и правда было что-то от собачонки, которая жаждала, чтобы её подобрали и приласкали.
Приятель Жозе, Бернар, так охарактеризовал их отношения:
— Что ж, подобные развлечения вполне в вашем духе. Так забавляются богатые самодовольные невежи. Вы оба ведёте бестолковую жизнь. Вы, Алан, — по причине бог знает какого душевного изъяна, Жозе — в силу своего безволия, что ещё хуже.
По-моему, очень похоже на правду. Жозе, по её же собственному признанию, умела лишь кормиться из ладоней любящих её людей. В результате Жозе всё же нашла выход из этой ситуации — выход, позволяющий ей остаться с Аланом и при этом обуздать и приструнить его. Она нашла к нему ключик. Неожиданный, надо сказать. Повествование обрывается на этой самой ноте, и мы не знаем, как сложатся в дальнейшем эти странные семейные отношения. Что-то мне подсказывает, что ничем хорошим это не закончится, но именно в тот момент это был, пожалуй, единственный выход для Жозе, желающей сохранить их брак. Другое дело, зачем она нужна, такая семейная жизнь?
Если говорить о моём отношении к героям этой истории, то оба они, понятное дело, меня бесили. С Аланом всё понятно, но его всё равно было жалко, потому что он больной. А витавшая до поры до времени в облаках Жозе оказалась не такой уж беззащитной собачонкой, жаждущей, чтобы её приласкали: у неё прорезались зубки. Но вообще-то, шли бы они работать, тогда вся эта дурь очень скоро выветрилась бы из их голов полностью и без следа. Реальная жизнь быстренько спускает с небес на землю.
Чувственная, красиво написанная история странных отношений двух любящих людей. В жизни бывает всякое, но ведь об этом ещё нужно уметь хорошо и интересно рассказать. А Франсуаза Саган умеет, уж поверьте.
*********
— Театральный сезон, Акт IX, труппа французского театра "Дежавю и Жамевю"