Больше рецензий

9 апреля 2024 г. 04:27

51

5 "Музыка — это не просто изолированные звуковые файлы. Это совокупность связей с другими событиями в нашей жизни"

Музыка существует с тех пор, как люди создали первые сообщества. Она никуда не исчезнет, но развиваются способы ее использования и ее смысл. Сейчас я способен отзываться на больше разновидностей и вариантов музыки, чем прежде. Когда пытаешься посмотреть шире и глубже, то оказывается, что и само озеро шире и глубже, чем мы думали.

Да, возможно название немного вводит в заблуждение, из этой книги вы не получите жестко регламентированных и структурированных академических знаний, а скорее выжимку теоретической базы, накопленной человечеством через жизненный опыт писателя и, что важно в нашем случае - музыканта.

Дэвид Бирн - музыкант, новатор и экспериментатор. И к написанию текста он подходит так же. Мне понравилось, как история, современность, наука и теории преломляются призмой его собственного музыкального опыта.

Я скорее искал закономерности в том, как музыка сочиняется, записывается, распространяется и воспринимается, а затем спрашивал себя, направляли ли силы, которые формировали эти закономерности, мою собственную работу… и, возможно, работу других.

В книги затронуты самые разные аспекты, так или иначе связанные с музыкой. Автор скорее рассматривает антропологический контекст в котором музыка существует. И как она, как и любое другое искусство, наполняется смыслами от того, как, где и когда мы ее слушаем. Вместе с Дэвидом мы совершаем воображаемое нелинейное путешествие от первых мелодических опытов наших далеких предков с костяными флейтами до современных исполнителей и того, как им живется в мире музыкальной индустрии и куда уходят деньги при продакшене своего альбома.

Вся книжка пронизана автобиографичными моментами, связанными с творчеством группы Бирна - Talking Heads. Для меня такие вставки скорее были плюсом книги, чем минусом. Было бы глупо думать, что музыкант будет рассказывать о своем ремесле, избегая своего опыта, который он лично пережил. А еще это было бы не так интересно читать.

Надеюсь, мне удалось дать понять, что мир музыки шире, чем мой личный опыт, но и без опыта не обошлось.

Книга была написана в 2012, и с того момента в современной музыкальной индустрии уже многое поменялось. Дэвид затрагивает тему того, как Spotify и другие цифровые способы распространения музыки входят в нашу жизнь и меняют ее и индустрию в целом. Сейчас на дворе 2024, и музыкальные стриминги правят миром и умами молодежи, а ностальгия по аналоговым носителям делает пленочные кассеты и пластинки желанными предметами коллекционирования меломанов. Так что было бы интересно прочитать, есть ли что автору добавить на это счет, поменялось ли его мнение.

Книгу в основном слышала в аудиоверсии и могу отметить чтеца (Роман Александров) и саунд-дизайн, которые отлично помогают проникнуться атмосферой.