Больше рецензий

1 апреля 2024 г. 21:50

142

4 Пиар всему голова

Сегодня у меня книга, которую я собиралась прочесть больше двух лет. Началось всё с лонгрида (https://knife.media/edward-bernays/) (я не перечитывала его сейчас, просто нашла в закладках) об Эдварде Бернейсе, племяннике Зигмунда Фрейда. И если второй заслуженно считается отцом психоанализа, то первый стал примерно тем же самым для пиара.

В той статье описывается жизненный путь Бернейса, который, написав книгу "Пропаганда" в 1928 году, утверждал, что это в первую очередь полезный инструмент для борьбы с хаосом в обществе. Однако его методики впоследствии использовались с настолько благими намерениями, что чуть не превратили в ад целый континент. И тогда Бернейс признал, что его идеи могут быть использованы против общества. Извинялся он и за популяризацию табака, продажи которого значительно увеличил своей кампанией. Если честно, чтение статьи могло бы заменить чтение книги. Поскольку в книге больше теории, в статье — теория vs. практика + выводы.

Но у меня в руках оказалась эта небольшая книга, напечатанная крупным шрифтом — если б читала без перерывов, уложилась бы часа за три, но пришлось растянуть удовольствие. Кстати, читается очень легко, несмотря на отсутствие попыток автора сломать четвёртую стену, огромное количество перечислений чего угодно (порой на страницы) и бесконечные (на пару страниц) абзацы.

Основываясь на опыте пропаганды в Первую мировую войну и развития крупнейших промышленных концернов США, Бернейс выводит определение пропаганды и описывает его проникновение в жизнь общества в различных аспектах. Сразу скажу, что для нас понятие пиара (public relations, связи с общественностью) является привычной частью жизни. Но ввёл его именно Эдвард Бернейс, так что книга стала в своём роде революционной — в ней впервые говорилось о такой профессии, как консультант по связям с общественностью.

Бернейс выводит этический кодекс консультанта, говоря, что тот никогда не будет работать во вред обществу (а вот врач будет спасать жизнь преступника, адвокат — защищать его интересы в суде). Практика показала, что это спорно — выше я написала, что даже великий Бернейс продвигал табак и другие не очень полезные вещи. Об одном пропагандисте с фамилией на букву "г", который был поклонником Бернейса и соучастником геноцида, даже упоминать не стоит.

Также Бернейс говорит, что пропагандист действует бескорыстно и попросту ищет пересечение интересов производителя и общества. Но автор себе противоречит, поскольку раньше говорит о формировании общественного мнения. Промышленники хотят продавать бархат, обществу не нужен бархат, усилиями пропаганды общественное мнение меняется — обществу навязали бархат. И где тут бескорыстность? Но простим Бернейсу его "розовые" (прим. админа — спорно на самом деле, Бернейс слишком умён для таких заблуждений) для 1928 года очки, которые были сняты позже, если судить по публичным заявлениям.

Помимо пропаганды в бизнесе, Бернейс даёт уже известные нам основы политтехнологий, говорит о продвижении интересов меньшинств. Забавно, что для Бернейса и его мира начала 20 века меньшинства — совсем не те, о ком вы подумали, а женщины. Да, они тоже люди, имеющие право высказывать позицию по тем вопросам, которые неинтересны мужчинам. Сейчас такая точка зрения неактуальна, но, возможно, в обозримом будущем всё вернётся на круги своя (не дай Босх).

Естественно, от прозорливого взгляда Бернейса не скрылся и огромный потенциал образования как инструмента для внедрения идей. Как понимаю, в США в те времена он ещё слабо использовался, зато сейчас мы видим всё сами. Оставлю без комментариев.

Последняя глава книги посвящена техникам пропаганды. Однако фактически в предыдущих сказано гораздо больше. Здесь круг сужается до прессы (по понятиям начала 20 века, т.е. газеты и журналы), набирающего популярность радио и кинематографа. Бернейс прекрасно сознаёт, что техники пропаганды эволюционируют вместе с техническим прогрессом, потому на текст легко ложится и телевидение (тогда оно только-только появилось), и интернет.

В целом Бернейс называл пропаганду мостиком. Между общественными стратами (интеллектуальным меньшинством и рабочим классом), между сферами деятельности — пропаганда связывает науку и промышленность, общество и искусство, образование и политику. Он подчёркивает, что пропаганда — инструмент демократического общества, а свободы выбора в действительности не существует, есть установки окружения, мотивы, традиции и так далее.

Что сказать в заключении? Думаю, написать книгу, которая остро актуальна спустя сто лет — огромный талант. Если добавить, что автор мастерски применял всё, что в ней написано — начинаешь восхищаться личностью Эдварда Бернейса. А ещё — его способностью признавать ошибки и трезво оценивать, к чему идеи в итоге привели.

P.S. Я ещё планировала прочитать "Кристаллизация общественного мнения", но, увы, в бумаге не нашла.
P.P.S. И нет, я не думала, что, прочитав эту книгу, я стану спецом по пиару. Истины тоже не открылось.