Больше рецензий

31 марта 2024 г. 12:58

72

3.5 И столько сам себе наобещал, что сам себе действительно поверил

Сложно писать рецензии на признанную классику. Пускай «Воскресение» менее на слуху, чем та же «Анна Каренина», но аннотация именно этой книги среди творчества Толстого зацепила сразу же. 

Идет судебное заседание, на котором по разные стороны закона оказываются когда-то в юности влюбленные друг в друга люди: теперь она — подсудимая Катерина Маслова, а он — присяжный Дмитрий Нехлюдов… Здесь — тот случай, когда подключается эффект обманутых ожиданий. Иронично, что и у героев, и у читателя в равной степени…

По торопливости присяжных приговор выносят не в том виде, в котором он был принят: признанная виновной Маслова приговаривается к каторжным работам из-за отсутствия пометки о непреднамеренности преступления.  Исправлять эту ошибку придется Нехлюдову — единственному человеку, которому не наплевать на несправедливый приговор… 

Книга, естественно, не о любовной передряге, а о просвещении читателей «красотами» жизни заключенных в Российской Империи. Была бы она непосредственно о Нехлюдове и Катюше — история бы закончилась быстро: примерно на моменте открытого финала после посещения Нехлюдовым Масловой в заключении. Было бы сильно и красиво: он пришел повиниться в прошлом, а она гордо отказывается от его помощи… Однако после того момента ещё около шестисот страниц. Как можно так растянуть? Оказалось, легко. 

Толстой — мастер «воды» в текстах. На страницу отводится порой до восьмидесяти процентов пространных рассуждений, оставляя важной информации места лишь на два десятка. 

Огромные ответвления от основного сюжета с рассказами о жизни персонажей, которые мелькнут на страницах буквально пару раз. Подробные описания всех родственных связей, характеров, друзей, друзей друзей, не друзей вовсе и так далее, и так далее… Если на середине книги Вы всё ещё будете спокойно запоминать, кто кому приходится родственником какого колена и какой интерьер в Петербургском доме княгини — Вашей выдержке можно позавидовать. 

А все ради чего? Хочется расправиться с книгой поскорее ради хоть какого-то финала, далекого, туманного будущего… Но и этого здесь нет. История вроде бы должна уже прийти к завершению, а ниточка всё вьется… Только захлопнув книгу, понимаешь, что она — из разряда произведений, при чтении которых надо получать удовольствие в процессе, а не гнаться быстрее ради понимания финала. Однако при такой раздутости истории, обилии мелких деталей и интересе, что же будет дальше, удерживать внимание в моменте становится практически невозможно…