Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2024 г. 17:13

68

4 Утред Великий - Властелин Войны и Господин Мира

Утред стареет, он все еще ловок и сноровист, но его движения уже не так стремительны и быстры, он устал - устал от жизни, невзгод и потерь. После долгих лет упорной и кровавой борьбы он вернул свое родовое гнездо и отведал наконец мирной, удобной и размеренной жизни. Темп его вечного танца войны и смерти замедлился и не удивительно, что и события уже развиваются не так стремительно, вместо бесконечных погонь и нападений становится все больше размышлений и самокопания. Тяжело удерживать повествование на протяжении такого долгого периода и стольких действующих лиц на такой сумасшедшей скорости, не останавливаясь и не сбавляя темпа, закручивая сюжет в невообразимую и вычурную спираль.
Приближается конец еще одной вехи в истории Англии на долгом и трудном пути к объединению всех королевств и народов Британии, начатом королём Альфредом и продолжаемом его сыном, находящемся уже практически на смертном одре. Эдуард подавал надежды будучи молодым и колючий и непримиримый Утред даже симпатизировал ему. Но взрослея молодой король становился таким же осторожным и набожным как и его отец, не достигнув, однако, величия и мудрости последнего, и по сюжету с годами все более теряя былые благочестие и праведность, уделяя все больше времени и внимания вину, женщинам и другим неблаговидным удовольствиям. Строптивый и вольнолюбивый Утред не любил богомольного Альфреда, но уважал его за его целеустремленность и упорство, за его великие цели и непреклонное следование им. И внук его Этельстан , выросший среди священников и воспитанный отцами церкви в страхе перед грехом и божьим наказанием, был вместилищем благочестия и непоколебимой христианской веры , но в отличие от отца и деда снискал себе славу достойного и способного полководца. Хотя например Голдсмит в своей истории Англии в переводе Ф. Силонова пишет, что Эдуард не сравнился с Альфредом по интеллекту и образованности, но был очень приличным военачальником. А Эрлихман в своей книге о королях Англии считает, что описание Ассером короля Альфреда как болезненного и слабого телом книжного червя совершенно не соответствует образу короля- воина, оставшемуся потомкам. Автор не раз признавался в послесловиях, что он был несправедлив к некоторым историческим личностям: тому же Эдуарду Старшему, его тестю Этельхельму, наместнику Мерсии и мужу его сестры Этельреду, сгущая краски и отказывая им в объективной оценке, принося их в жертву сюжету и жонглируя их образами для создания дополнительного напряжения.
Красной нитью через всю серию наряду с бесконечными кровавыми войнами постоянно и неумолимо проходит вечная и неразрешимая проблема религии и государства, актуальная и в наше время. Нет сомнения, что должна существовать свобода вероисповедания, обеспечиваемая и защищаемая законом, но религия не должна вмешиваться в управление государством, а тем более управлять им и принимать судьбоносные решения и вершить суд. Человек идёт в церковь, синагогу, мечеть, храм для души, а не из страха. И поэтому мне кажется, что тема религии, веры и богов не зря одна из главных тем во всей эпопее, определяющая и влияющая практически на все события и жизнь каждого. История Англии и Франции обагрены кровью религиозных войн, не только христиан против язычников, но и христиан против христиан. Может быть автор, англичанин и наверное протестант, пытается показать, что вера - это то, что мы носим в себе и не важно, какому богу или богам ты молишься или обращаешься за советом, утешением и помощью. Важно, чем полны твоя душа и сердце. Утред ведь был даже дважды крещен, но его свободолюбивая натура не принимала силой насаживаемые порядки и религиозные догмы. Стены церкви, нескончаемые службы и молебны, жесткие рамки греха и добродетели вызывали в нем полнейшее неприятие и сопротивление. Один и Тор говорили с ним на языке, который он понимал, не ограждая его жесткими рамками, запретами и заповедями. Этот закоренелый язычник, честный, справедливый и верный, так презираемый и даже ненавидимый служителями церкви, в итоге оказался лучше многих христиан, неистово и правоверно молящихся, но тут же самозабвенно нарушающих все существующие заповеди и законы, божьи и человеческие.Не зря Утред утверждает, что попы проповедуют мир, но жаждут крови. В средние века католики с божьим словом на устах и с Библией в руках огнём и мечом обращали в христианство индейцев Нового Света и арабское население Испании после реконкисты. К сожалению и сегодня фанатичные мусульмане-террористы с Кораном в руках между молитвами и поклонами взрывают, режут и убивают тех, кто не мусульмане. Если ты не веришь и не хочешь верить в правильного Бога, то у тебя и нет права на жизнь. Нет ничего святее и священнее истребления неверных. Хотя ,как утверждают,в Коране этого не написано.
А пока британцы, отрезанные морями от континента, лишь от купцов и торговцев слышат совершенно невероятные истории и рассказы о каких-то небывалых и необычных народах с Востока, больше похожих на великанов или сказочных чудищ. Им не до того, междоусобные войны, набеги, грабежи и кровопролитные битвы раздирают на части незнающий покоя остров.
И даже если ход битв был начисто придуман автором, он провел немало времени изучая ту эпоху, не только исторические события, но и быт, домашнюю утварь, одежду, конечно же оружие и боевые приемы, правила ведения боя, государственные структуры того времени, легенды и сказания, обычаи, религиозные догматы и учения, церковные службы , молебны и литургии христиан и основы и традиции верования в древних северных Богов. Каждая страница это красочная живая картина жизни, полная горя и надежды, утрат и малых и больших радостей, извечно сопровождающих каждого человека, ненависти и любви, без которых мир немыслим, крови, очень много крови, неумолимо уносящей человеческие жизни, но и неизбежное рождение и созидание нового. Правда, после девятой части события стали развиваться чуть менее динамично и можно было бы значительно сократить количество оставшихся страниц. А вот с Утредом расставаться совсем не хочется. Его образ настоящая удача автора.