Больше рецензий

24 марта 2024 г. 18:40

81

4 Системный стоицизм как путь к мудрости

Впечатления о книге

Книга оставила противоречивые чувства. С одной стороны представляется достаточно системный взгляд на стоицизм, которым не я нашёл у Сенеки и Аврелия. Мне кажется изучение стоицизма следует начинать именно с Эпиктета, т.к он может дать структуру на которую можно будет нанизывать остальные стоические мысли.

С другой стороны Эпиктета прям очень тяжело читать на фоне упомянутых Аврелия и Сенеки, язык автор не прост для современного читателя. Очень много воды и отступлений от сути, самоповторений, это и не удивительно, ведь работа не предусматривалась для публикации. Это записи открытых лекций, который записал один из его учеников. Так же множество отсылок к Зевсу и его образа в понимании Эпиктета, может раздражать христианский ум.

Работа требует основательного погружения, осмыслений идей и их медленное переваривание для реализации на практики, ведь стоицизм в первую очередь практическая философия направленна на развитие мудрости человека и его благоденствия.

Основные идеи

1. Благо и зло находится только внутри человека( его свободы воли). Эта идея лежит в фундаменте стоицизма, отсюда уже идут остальные размышления, рекомендации стоиков.

"Зависит от нас свобода воли и все дела, зависящие от свободы воли, а не зависит от нас тело, части тела, имущество, родители, братья, дети, отечество, словом, общество."

Если принять за основу, что зло и благо только внутри тебя, то ты должен полностью сконцентрировать свои усилия на твоём внутреннем мире, чтобы максимизировать твоё благо и исключить вред. Основной аргумент в пользу того, что свобода воли ключевое для человека, является полный контроль человека над этой сферой бытия, а за пределами свободы воли человек не может контролировать события, соответственно их нужно воспринимать безразлично. В том числе к безразличному относят здоровье и смерть стоика.

Подлинная свобода достигается только внутри свободы воли, т.к только она в нашей власти.

"И здесь, дело занимающегося философией мы представляем себе в общем состоящим в том, что следует привести свою волю в лад со всем происходящим, так чтобы и все происходящее происходило не вопреки нашей воле, и все не происходящее не происходило не вопреки нашему желанию."

2. Вторая идея базируется на первой. Суть жизни стоика в непрерывной работой над своими своими представлениями, чтобы они были направлены на благо и не приносили вред философу. Благо же видится в развитии добродетелей, таких как: честность, совестливость, неустрашимость, невозмутимость, сдержанность и т.д. Зло или вред же видятся в пороках человека, которые требуются искоренять, к порокам относят страх, гневливость, лицемерие и другие антагонисты добродетелей.

"Поэтому дело философа, важнейшее и первое, – одобрять и различать представления и не принимать ни одного неодобренным."

3. Третья идея для меня несколько выбивается из стройной системы стоицизма, мною она воспринимается как дополнение к общей системе. Эпиктет рекомендует прилежно выполнять отведенный судьбой роли. Такие как отца, сына, гражданина или той профессией, которой занимается стоик в быту.

"если ты член совета какого-нибудь города, помни, что ты член совета. Если ты молодой человек, помни, что ты молодой человек. Если ты старик, помни, что ты старик. Если ты отец, помни, что ты отец. Ведь всегда каждое из таких названий, если доходить до следствия, намечает свойственные каждому дела"

Итоги

Сборник лекций оказался весьма системным и благодетельным, хотя и представляет собой на 80% отступления от сути. Книгу рекомендую для всех, а в особенности для тех, кто хочет разобраться в стоицизме получше. Но перед чтением учитывайте специфику и стиль написания произведения.