Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

22 марта 2024 г. 00:36

76

4 Спойлер Kamisu Reina (novel), vol. 2

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Предупреждение: данная новелла не рекомендуется к прочтению, если вы находитесь в депрессивном состоянии или у вас возникают суицидальные мысли (пожалуйста, обратитесь к специалисту, берегите себя).

О, думаю, теперь мне ясен смысл названий томов. В «Камису Рэйна здесь» ключевая фигура действительно подаётся как нечто, постоянно присутствующее рядом. А вот в «Камису Рэйна рассеивается здесь» мы наблюдаем личную историю ключевой фигуры, что даёт возможность понять события, которые стали причиной истории в первом части.

Как и в первом томе мы узнаём историю со слов пяти персонажей, рассказчики меняются в каждой главе. Повествование ведётся от первого лица и его можно назвать параллельным: мы периодически откатываемся назад во времени, видим некоторые ситуации глазами разных участников событий. Пожалуй, больше всего мне нравится, что автор только раскрывает сущность феномена, с которым мы знакомимся в первой части, но и продолжает вбрасывать размышления на окружные темы, подчёркивая проблемы своих персонажей. Этот том имеет любительский перевод и начитку от Adrenalin28 [4 ч 52 мин], а также не имеет иллюстраций.

Далее.

Далее несколько слов по главам со спойлерами и комментариями по разным моментам, потому что позднее это может пригодиться мне самой.

» Глава 0. Пролог (Каваи Сакура
Пролог не даёт нам особо важной информации. Мы более или менее понимаем, в каких декорациях будет происходить предыстория: в элитной школе для девочек «Дзюнсейва». Правда, технически, мы получаем намёк на то, как зародилось нестабильное состояние героини — именно при знакомстве с Рэйной в музыкальном классе. При этом я бы не сказала, что здесь героиня вызывает отторжение: это просто несколько раздражённая девушка, которой хочется влиться в коллектив, получить помощь в скучном поручении. В общем, ничего примечательного, обычная школьная жизнь с микро-поправкой на гендерную специализацию учебного заведения.

» Глава 1. Мицуи Юкими«
А вот дальше дело пошло бодрее. Рассказчицей выступает ниточка из первого тома — старшая сестра Йосино (от лица Йосино был эпилог первого тома). Эта часть пазла примечательна своеобразным взглядом со стороны — Юкими вроде как не попала под чары Рэйны, что и становится причиной конфликтных ситуаций. Здесь очень ярко показано, что бывает, если кто-то восстаёт против яро настроенного коллектива с неадекватным лидером. При этом Юкими нельзя назвать ангелом или слишком здравомыслящей особой. Это тот случай, когда обе стороны конфликта по-своему не правы.
Если же упоминать размышления на отвлечённые темы, то здесь упоминались внутренние демоны (когда человек осознаёт, что он что-то додумывает в отношении окружающих, но ничего не может с этим сделать) и истинная слабость группы, в которую сбиваются слабые личности (отделяя одного от группы — его легко уничтожить, ведь сам по себе он слаб).

» Глава 2. Камису Рёдзи«
Глава от лица старшего брата Рэйны приближает нас к сути проблемы, с которыми сталкивалась Рэйна. Описание жизни вне школы, отношения в семье, расследование событий после прыжка — всё это позволяет нам лучше понять, в каких условиях существовала реальная личность Камису Рэйны. Здесь же нам показывается опасность Сакуры и её типа мышления.

Я был одинок. Никто не видел меня из-за Рейны. Когда рядом есть кто-то куда более значимый, моей значимости никто не замечал. Но Рейна была так же одинока. Мы не видели Рейну. Мы видели лишь ее ценность. В результате, мы с Рейной потеряли интерес к нашему слепому окружению, а вместе с ним и способность сопереживать.

И, конечно, не обходится без личной проблемы Рёдзи в виде недостатка внимания к его личности на фоне блистательно идеальной сестры. Это грустно, хотя и не могу сказать, что этот персонаж мне симпатичен — да, его мотивация понятна (поиск утешения и внимания), но... нет, он мне не нравится.
Зато здесь были интересные размышления о последствиях суицида и том, как жизнь одного человека влияет на жизнь других: свидетелей, следователей и так далее. Именно в этой части Рэйна «рассеивается», освобождая окружающих от своей идеальности и, в первую очередь, своего брата, который в итоге отпускает ситуацию и даже оплакивает сестру (хотя изначально потеря не сильно его беспокоила в нормальном понимании реакции на утрату).

» Глава 3. Каваи Сакура«
Да уж, события изнутри выглядят очень странно и даже пугающе. Наблюдается сильное различие между состоянием Сакуры в прологе и здесь — у девушки абсолютно поехала крыша. Здесь автор удачно обыгрывает фразу «безумие заразно». Конечно, в нормальных условиях никто бы не позволил главе студсовета нести подобную ересь перед всей школой (преподаватели бы хоть как-то отреагировали), но... в новеллах я охотно делаю скидку на логику из-за «жанра». Особенно, если история захватывает, а оторваться от этих событий было довольно затруднительно.
Правда, мы видим, что у Сакуры был ряд ключевых моментов, которые подтолкнули её к действиям. Во-первых, часть вины так или иначе лежит на Рэйне, как на подстрекательнице, воспользовавшейся своим положением. Здесь стоит вспомнить справедливое обвинение Рёдзи: да, поведение девушек было одной из причин такого поступка. Во-вторых, у неё появился благовидный предлог в виде неудачной попытки Фуюки Анны покончить со всем из-за отказа Рэйны. Мотив, вообще, штука замечательная — я, как и многие читатели, люблю понимать причины поведения персонажей. Но здесь, конечно, наблюдается комбо из названных причин и просто «съехавшей кукухи».

— Я – феномен, что становится видимым для тех, кто верит в мое существование.
— Феномен?
— Для тебя и твоих подруг я Камису Рейна, потому что вы так меня назвали. Если дать мне другое имя, я подстроюсь под него. Например, некоторые называют меня «богом», другие – «ангелом». Получая имя, я приобретаю форму и становлюсь видимой.

Впрочем, секта реально вызывает испуг с точки зрения лёгкости заманухи. С такой лёгкостью отыграть как по нотам, вычленить самых восприимчивых и внушить необходимые мысли. Удивительное. И, пожалуй, сторонние размышления о «самозапрограмировании на несчастье» в чём-то были справедливыми. Кто-то справляется с трудностями, а кто-то в них увязает и тонет всё глубже и глубже.

» Глава 4. Камису Рейна«
Наконец слово дают самой Рэйне, а вместе с этим и разгадку всей ситуации. Частично что-то стало ясно раньше (благодаря рассказу Рёдзи). Однако, теперь мы точно знаем, что у девушки совершенно не было отдушины, ей круглосуточно приходилось менять маски и играть роли, которые от неё требуют окружающие. Вполне вероятно, что и на вашем жизненном пути попадались такие персонажи: люди-хамелеоны, люди-зеркала — именно такой и была Рэйна. Удивительно ли её решение? Нет, думаю, оно было по-своему закономерным. Однако, если включить мод морали, то понимание опасности её решения лишь усиливается. Использовать мистическую хтонь, чтобы выкосить побольше людей из-за подобной обиды? Серьёзно? Да, мне не хочется приуменьшать личную трагедию Рэйны, которая имела место с точки зрения развития личности. Но, в тоже время, сложно не назвать такое решение весьма «мелочным» выходом из ситуации.
В общем, после этой главы девушка вызывает неоднозначные мысли — в чём-то её можно понять, принять и оправдать, но за некоторые вещи сложно не осудить. И да, слова Казуаки (т-1, г-4) о том, что феномен сам по себе просто существует, не являясь злым или добрым — оказались истиной в отношении феномена. Но не той, кто его «реконструировал» в своих целях.

»Глава 5. Эпилог (Сайто Фуми
В эпилоге нас отбрасывает на три года вперёд, чтобы рассказать о том, какая судьба постигла некоторых участниц группового прыжка, а также показать момент «заражения» Фуми. Мне понравился этот кусочек, поскольку он даёт возможность строить множество догадок о событиях в промежутке, о состоянии некоторых персонажей и не только. Да, открытый финал часто может вызывать раздражение из-за отсутствия канонного ответа на ряд закономерных вопросов. Однако данной конкретной ситуации мне нравится предоставленная читателям свобода домыслов.

Вот такая вот история. Не буду спорить о том, что она безумно специфичная и своеобразна, а также многое строится на условностях и догадках о нестабильном психологическом состоянии персонажей. Однако автору, имхо, удаётся легко и точно выписать эти самые состояния персонажей именно в гипертрофированной форме. Есть вещи, о которых, наверное, стоит говорить именно в такой форме, как это делает некто под псевдонимом «Эйдзи Микагэ». Теперь мне даже интересно, что я увижу в Нигде (2005) и Маскараде (2019) когда придёт их время. Надеюсь, обойдётся без разочарований.

свернуть

В итоге... могу лишь повторить, что послесловии первого тома было совершенно честно отмечено, что чтение продолжения не является обязательным, поскольку там история имеет законченный вид с точки зрения этакого мистической истории о страданиях и их последствиях.

Словом, если вы не были впечатлены первым томом и не испытываете сильного желания дочитывать дилогию — можете смело оставить второй за пределами своего читательского списка. Если же вам интересна фигура Камису Рэйны и хочется понять, с чего всё началось — добро пожаловать в последнюю неделю июня за три года до событий первой части новеллы.

СиВ: 498. P10 ”Страна восходящего солнца” (океан) [1. Японские авторы]
Междусобойчик: город N (создание персонажа), книга №7 (1539/1500).