Больше рецензий

15 марта 2024 г. 18:22

240

0 Размышления у парадного...

В первой редакции роман имел несколько вариантов названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.» и «Гастроль». Но в данном случае с уверенностью можно сказать, что чувства победили: в заглавие была вынесена жертвенная любовь Маргариты и Мастера. Помимо этого в романе огромное количество тем, мыслей; он настолько многогранен, что говорить о нем свои за и против, кажется, можно часами. И так как уже сейчас написать «рецензию» на роман Михаила Булгакова решительно невозможно, отойдем от ее рамок и сделаем на пару шажков в просторы литературоведения.

Начать следует все-таки с того факта, что «Мастер и Маргарита» берет многое из жизни М. Булгакова. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором после известия о запрете одной из пьес автора (об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...»). Таких отсылок к биографии в романе достаточно много.

Роман никак не годится для восприятия ребенка, то есть не подходит для школьной программы — нужна некая богословская и историческая база (приведу пример своего опыта чтения здесь и далее). Мне в 16 лет роман «не зашел» вовсе. И, как видно, у многих школьников, кто все-таки осилил роман, произошел некий «эффект цыпленка», когда по выпуску из школы мнение о «Мастере и Маргарите» в вас заложено по умолчанию (причем вне зависимости от того, дочитали ли вы или нет). В чтении есть и другая сторона монеты: прочитав его в 25, он показался мне интересной сказочкой. Поэтому, как кажется мне, идеальный возраст для прочтения 21-22 года (при неком читательском бэкграунде).

Пересказывать сюжета здесь нет смысла. Отвечать на вопрос, есть ли в книге сюжет — тоже; хотя бы потому что в этом произведении найдено пять томов смыслов и двадцать — домыслов. Но стоит все-таки отметить необычность «Мастера и Маргариты» — оригинальный взгляд на Евангелие и на роль Понтия Пилата, то есть структура «романа в романе», и, конечно же, нелинейное повествование, то есть быстрый переход от одного героя к другому.

Весьма интересно то, что многие «критики» отмечают бедную линию Мастера. Однако то, что это сделано намеренно, как-то в других отзывах не фигурирует. Мастер безличен, потому что Мастер приравнивается к его литературному труду, без романа о Пилате нет и Мастера. Даже Маргарита по большей части питает любовь к роману. Мастер — промежуточное звено, которое, когда отвергается его детище, уходит в пучину безумия.

Такие вот «размышления у парадного подъезда» вышли. Поскольку мнения об этой книге — два противоположных лагеря, я же займу место где-то посередине, читать было интересно, но не больше. Несмотря на это, прочитать роман, конечно, стоит хотя бы для того, чтобы составить свое мнение, ведь М. Булгаков действительно написал «модный бестселлер» и для того времени, и для нашего.