Больше рецензий

14 марта 2024 г. 19:21

288

5 – Рукописи не горят

Нужно находиться в правильном возрасте, с подходящим жизненным и литературным багажом, чтобы с удовольствием и пониманием прочесть это легендарное произведение Булгакова. И у меня, ну наконец-то!, этот возраст наступил.
Я подступалась к "Мастеру и Маргарите" минимум раз 6, и все никак у меня не складывалось. То тяжело было читать, то я не понимала что происходит, то путалась во всех персонажах - тяжко. И вот под конец своего 28-летия меня охватило безудержное желание эту книгу прочитать. Я прочла я ее за пару дней. И осталась в восторге.

Конечно, это произведение совершенно по разному осмысляется разными поколениями. Современным подросткам и людям моего возраста, то есть тем, кто не жил во времена Сталина и перестройки, многое останется непонятным, многое вообще пропустится, что-то просто до конца не прочувствуется. Например, смелость некоторых сцен, яркие и очень смелые фразы, оголяющие вещи, о которых говорить было нельзя. Так же многое может быть не понято и не увидено, если совсем-совсем даже чуть-чуть не знать биографию Булгакова.

Я не литератор и не историк, но чтобы глубже понять, о чем говорит автор, немножко узнала интересного.

► Булгакова при жизни практически не печатали. Он писал "опасные" для власти произведения, которые могли привести к неприятным для него (и для издательств) последствиям. Он был по какой-то причине на хорошем личном счету у Сталина, из-за чего стал работать во МХАТе и писать сценарии для театра. Но возможности печатать свои произведения такими, какими он бы хотел, все равно не было.

► "Мастер и Маргарита" было последним написанным Булгаковым произведением. Он писал его более 10 лет, в течение которых в его жизни происходило много разных событий и переживаний, многие из которых по итогу нашли свое отражение в произведении.

► В книге очень много всего, что знакомит нас с тем временем. Больше, конечно, плохого. Повсеместные взятки, выслуги, доносы. "Загадочно" пропадающие люди, за которыми пришли и которых больше никто не видел.

► Мне так же было интересно узнать, что итоговый вариант "Мастера и Маргариты" достаточно сильно отличается от изначальных вариантов. Все имена были совершенно другими, было много других героев, некоторые из которых даже изначально были главными.

► Сами мастер и Маргарита в произведении появились дааалеко не сразу. Они стали очень автобиографичными героями, где мастер - это сам Булгаков, а Маргарита - его жена, которая так же отчаянно за него переживала и хотела, чтобы его печатали, как и Маргарита в романе.

► Интересно еще, что легендарная фраза "Рукописи не горят" могла появиться в романе так же в автобиографическом плане, так как первые свои варианты произведения в какой-то момент Булгаков пытался сжечь в печи.

► Булгаков очень сильно надеялся, что Сталин прочтет его роман и позволит ему выйти в свет. Закончив и отпечатав первый экземпляр, он сразу же отправил его Сталину, искренне написав в письме, что тот будет его первым читателем. Он очень ждал ответа, но так его и не получил. Помимо письма, в самом произведении было много скрытого о Сталине. Возможно, даже в самом Пилате Булгаков хотел передать черты Сталина. Тяжелая работа казнить людей. Правда Пилат сильно болезненно сожалел о казни добрых невиновных людей, в то время как Сталин вроде как таким не страдал. Но может Булгаков хотел верить в лучшее. А может хотел заставить его о чем-то задуматься. Тут можно только догадываться.

► Булгаков умер совсем скоро после завершения работы над романом. Но и после его смерти роман не печатался, и более того - о нем боялись даже открыто говорить. Жена Булгакова отправила роман некоторым проверенным друзьям писателя, которые остались от него в полнейшем восторге и вместе с тем говорили, что с таким произведением нужно быть крайне осторожным, чтобы не дай Бог оно не попало не в те руки (за такие романы могли казнить). По итогу, жена Булгакова тоже не успела застать выхода в свет этого произведения, за которое болела всем сердцем.

► Только спустя 25 лет роман начали печатать. Сначала он проходил жестчайшую цензуру, на которую было больно смотреть даже самим цензорам. Например, счастливейшие крики Маргариты "Невидима! Свободна! Невидима! Свободна" заменила на "Невидима! Невидима!". Ну и все в этом духе :)

В общем, очень много всего интересного вокруг этого романа. И я счастлива, что могу прочитать это произведение Булгакова без жесткой цензуры. Таким, каким его задумывал автор. Пытаясь проникнуть в то, что он пытался показать.
К великому моему сожалению, я не профессиональный читатель, который сходу понимает всю глубину. Возможно, некоторые мои понимания поверхностны, но это совсем не мешает мне читать и чувствовать так, как чувствую.

Поэтому непосредственно к роману и о том, что мне особо сильно запомнилось.
В первой части произведения одним словом происходит полнейшая безумнейшая в полном смысле этого слова вакханалия. Сам Дьявол (кого бы он не олицетворял) со своей свитой появляется в Москве и начинает сеять полный хаос. При чем хватает малейших искорок, чтобы этот хаос разгорелся безумными кострами. Если бы люди были честны и не алчны, никакого хаоса бы и не получилось. Чем Воланд и упивается. Оголяет людские пороки, разоблачает истинные сущности людей, которых "испортил квартирный вопрос".
Таких людей в произведении очень много, и за их разоблачением достаточно весело и интересно наблюдать.

Роман - мистика. И волшебное в нем имеем место быть. И оооооочень интересно читать, как интеллегентные простые люди с этой мистикой сталкиваются, пытаются сами себя уверить, что им показалось. Или наоборот убедить другим, что они не сошли с ума и это действительно было. Из-за чего каждый второй герой по-моему в итоге попал в психушку. В этом нет ничего удивительного, но описано это все максимально комично.

Даже не знаю как описать то чувство, что это просто интересно читать. Булгаков каким-то таким простым слогом, будто рассказывая историю вслух другу-читателю, погружает в атмосферу происходящего просто виртуозно. И меня на столько захватило и впечатлило, что мне даже снились сны, в которых Кот Бегемот и Коровьев творят всякую разную дичь и крайне этому довольны, после чего я вместе с Маргаритой вылетела из окна на метле в летнюю душноватую московскую ночь и начала летать над центром города. Безумие!

Бал Сатаны в эту же категорию красивого и интересного, яркого и захватывающего. Я большой фанат фэнтези вселенных, возможно поэтому этот бал так в меня попал. Истории гостей, которые попали на бал Сатаны - кто-то злой, кто-то грешный, кто-то совершивший грех из благих побуждений, что все равно является грехом. Интересно и есть о чем подумать.

Ну и раз заговорили о Воланде. То оставлю тут его слова, которые мне крайне запомнились.

– Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

Эти слова совпадают с какими-то моими жизненными утверждениями. Без плохого не бывает хорошего, без зла нет добра. Невозможно все делить на черное и белое.

Далее про мастера и Маргариту. Их преданность друг другу и отчаянная любовь - это невероятно. Героям сопереживаешь, за героев волнуешься. И в конце безумно сильно за них радуешься. То, как честно и искренне они жили, заслуживает того финала, который они получили. Просто спокойствие, мир, хоть и на том свете, но созданный только для них двоих, как они и хотели. В котором есть вечное "навсегда" и больше никаких бытовых несправедливостей и преград.
Маргарита, конечно, очень влюбила меня в себя. Открытая, дерзкая, смелая женщина, которая не хотела сделать плохо или больно своему мужу, который подарил ей спокойную жизнь в достатке, но тем не менее аккуратно выбравшая свое счастье. Своего любимого мастера. Готовая идти на все, чтобы спасти мастера и вызволить его где бы он ни был. Я восхищена.
Меня очень подкупает такая любовь. Когда два человека всем сердцем ЗА друг друга. Маргарита, искренне страдающая за неудачи мастера, которого отказались печатать (вот это понимаете да? ситуация как у самого Булгакова и его жены). И мастер, который готов был дать Маргарите свободу, хотя более всего не хотел ее отпускать и любил ее, только бы она не страдала рядом с нищим и ничего не могущим с этим сделать человеком. И оба они, не смотря ни на что, остались друг с другом. Ух! Это любовь! Любовь вдруг взрослых людей.

–Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Удивительно конечно, что почти все запомнившиеся мне слова, были сказаны дьяволом.

Последнее, о чем я обязательно хочу написать, история Иешуа Га-Ноцри (он же Иисус) и Понтия Пилата. Тут мне очень сложно анализировать и проводить какие-либо аналогии, так как знаний библейской истории у меня нет никаких. Но могу сказать, что именно эта часть произведения, когда я видела ее в постановках или в сериалах, для меня была самой интересной. (В российском сериале, который снят практически слово в слово по книге, Иешуа просто восхитительно сыграл Безруков, это просто стоит увидеть, если вы еще не смотрели).
Главная мысль, полученная от Иешуа, что все люди добрые. Его слова: "Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые." заставляет об очень многом задуматься в нашей жизни.

Закончу эту рецензию последней цитатой, которая очень мне запомнилась. Это диалог Левия Матвея (учника Иисуса) и Воланда. Диалог, который вызвал у меня восторг от того, что мне захотелось на минутку остановиться и осознать услышанное.

– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой