Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

11 марта 2024 г. 13:26

273

5

Это, без преувеличения, самый позитивный роман Ремарка, который я у него читала. Несмотря на то, что время действия 1923 год, когда в Германии бушует гиперинфляция, деньги обесцениваются буквально на глазах, страна переживает унизительный проигрыш в войне и платит громадные репарации, а по улицам ходят демонстрации ветеранов, среди которых очень много инвалидов войны, герои все же умудряются находить в этом какой-то повод для радости, веселья, чего-то положительного.

Биография главного героя Людвига Бодмера во многом совпадает с биографией самого автора – из небольшого городка Верденбрюк он совсем юношей попал на войну, а теперь работает в фирме по производству и установке надгробных памятников, подрабатывает органистом в церкви, пытается устроить личную жизнь и много пьет с друзьями-однополчанами.

В это время, когда цены ежедневно галопируют вверх, а зарплаты плюс-минус стоят на месте, всем приходится приспосабливаться, потому что иначе нищета и смерть. Так, друзья дальновидно прикупили абонементы на обеды в ресторане «Валгалла» своего бывшего сослуживца Эдуарда Кноблоха, и теперь, когда цены обеда по старому абонементу по актуальным расценкам не хватит даже на покупку одной картофелины, продолжают ежедневно приходить и отоваривать свои ваучеры. Тем не менее Эдуард, стиснув зубы и вечно жалуясь, продолжает выполнять свои обязательства, в том числе и перед Валентином Бушем, который на войне спас ему жизнь и в минуту опасности Эдуард пообещал ему бесплатное питание в «Валгалле» до конца его дней.

Как всегда у Ремарка, в романе очень колоритные женщины, которые тоже ищут для себя лучшей доли, но сердце героя отдано душевнобольной Женевьеве Терговен, представляющейся, когда на нее находит, Изабеллой. Эта девушка существует как будто вне времени, ее не волнуют насущные вопросы и политическая обстановка в стране, поэтому для Людвига (которого она упорно именует то Ральфом, то Раулем, то Рольфом, то Рудольфом) она становится отдушиной, с которой он пространно беседует на философские и метафизические темы.

Автор затрагивает также и тему религии (после всего пережитого на войне Людвиг больше не верит в бога, а пастор Бодендик ведет с ним душеспасительные беседы, надеясь вернуть в лоно церкви) и документирует начало зарождения нацизма.

Конец книги, когда герой уезжает из родного городка в столицу, вроде бы и должен дарить надежду на лучшее, но все мы знаем, что было дальше. Да и сам Ремарк в последней главе рассказывает о судьбах разных персонажей, сложившихся так себе.

Черный обелиск из названия романа – это «белый слон», который стоит у входа в контору, дорогущий памятник, не выкупленный в свое время заказчиком и более никому не нужный, да и средств на покупку такого роскошного монумента ни у кого нет. С ним связано много забавных ситуаций в романе, и, кстати, для него как раз случается хэппи-энд.

Одна из лучших книг, что я читала у автора.