Больше рецензий

readinboox

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2024 г. 19:49

266

4

Мне кажется, что первая ассоциация с Домостроем, которая возникает у каждого нечитавшего это произведение, будет связана с чем-то диким, неповоротливым, грубым и закостенелым, с битьем кулаком по столу и хмельным воплем «Я тут хозяин», с самодурством и безграничным самоуправством. Возможно, в этом виновата пьеса Островского «Гроза», а возможно, что миф о произведении стал больше, чем само произведение.
Меня поразили, скажу вам честно, абсолютно здравые (за очень редким исключением) мысли о ведении домашнего хозяйства: все логично, полезно, хлебосольно и грамотно выстроено. Как бы сейчас сказали, на принципах разумного потребления и «zero waste»
Написаный в 16 в. Сильвестром, духовным наставником Ивана 4, Домострой можно считать синтезом нескольких жанров: в нем есть житийные элементы, цитаты из святых отцов, Евангелия, апокрифов, чисто бытовые зарисовки и культурологические сведения о жизни средневековой Руси. Саму книгу можно разделить на несколько больших разделов: человек и Бог, человек и семья, человек и домашнее хозяйство.
Отношения в семье предписывается строить на взаимном уважении, ответственности главы семьи перед обществом и Богом за всех людей, живущих под его кровом. Воспитание детей, отношения между мужем и женой, отношение к слугам пропитано заботой.
«А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст»

Или вот:
«…а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое ...»

Телесные наказания присутствуют, но скорее как крайняя мера, прибегать к которой не поощряется.
Отношения в обществе тоже должны строится на незыблемых правилах уважения и взаимопомощи:
«Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем.Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем»
Как уже написано выше, домашнее хозяйство должно вестись очень экономно и «расходы должны быть по доходам».
«надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить по силе своей и по возможности, и по расчету, и на прибыль от законных средств. Ибо такое житье удобно, и Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно.»
Распитие спиртных напитков и всяческая неумеренность осуждалась и порицалась:
«И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести…»
А у кого из нас не было в детстве одежды «на вырост», которую подгибали, а по мере вырастания разгибали и ее можно было носить пару лет. В Домострое об этом тоже пишется:
«И если придется какую одежду кроить для молодых, сыну или дочери или молодой невестке /…/ то, кроя, следует загибать вершка по два и по три на подоле и по краям, возле швов и по рукавам; а как вырастет он года через два, или три, или четыре, распоров ту одежду, загнутое выправить, опять одежда впору будет»
Все построено на разумных принципах потребления, о которых сейчас пишутся многие сотни книг. А, оказывается, все давно уже известно.
И напоследок, очень современная проблема инфоциганства, всяких тарологов-нумерологов и марафонов желаний  существовала и в средневековой Руси. Там ее решали по-своему:
«Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим,– всех, творящих такое, повелел собор на шесть лет отлучать от причастия, пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года – с верными, и тем самым сподобятся божественных даров»

Можно много еще интересных и современных мыслей найти в этом интереснейшем произведении, но лучше прочитайте, не пожалеете.

мой канал в телеграме

Комментарии


Убедили. Прочитаю. Я за последний год увлёкся средневековой японской литературой, но так-то своё есть, пусть и нет чего то уровня Гэндзи-моногатари, но всё же есть.