Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

9 марта 2024 г. 15:57

121

4 «История — это игрушечные солдатики»

картинка Dolores_C

«Дочь времени» — самый исторический детектив из всех исторических детективов. Это наглядный пример того, как играючи можно переписать историю, подтасовав факты, пустив ложные слухи — что-то вроде своеобразной игры в глухой телефон в масштабах целого исторического пласта. Эта книга о том, как один человек может смешать с грязью другого человека, и люди столетиями будут верить в непреложность его слов.

«Дочь времени» не только исторический, но и интеллектуальный детектив, принёсший его автору, Джозефине Тэй, мировую славу.

Инспектор Скотленд-Ярда Алан Грант угодил в больницу после несчастного случая. В тот самый момент, когда он изнывает от скуки, ему на глаза попадается портрет Ричарда III — того самого Ричарда, которого на протяжении столетий считали карликом-горбуном, убившим своих малолетних племянников ради захвата власти. Того самого Ричарда, которому Шекспир посвятил целую пьесу, рисуя его безумным монстром.

Начав изучать тот исторический период, инспектор Грант приходит к выводу, что дело тут нечисто, и организует самое настоящее расследование, основанное на исторических фактах, документах и переписках. Не вставая с больничной койки, он не только обоснованно приходит к заключению о невиновности Ричарда III, но и вычисляет истинного убийцу маленьких принцев.

Неудивительно, что книга принесла Джозефине Тэй почётные лавры. Да, к тому времени, когда она бралась за её написание, уже не раз выдвигались версии о том, что Ричарда III оболгали, но это не умаляет заслуги автора. Тэй проделала колоссальную работу, развернула перед читателями целую историческую панораму, логично и последовательно доказала обоснованность версий о невиновности короля. Только спустя шестьдесят лет после выхода «Дочери времени» было обнаружено захоронение Ричарда III — стало очевидно, что он не был ни горбуном, ни карликом.

Я, мягко говоря, не сильна в истории Англии, поэтому поначалу долго и упорно гуглила исторические имена, мелькавшие на каждой странице книги, но, в какой-то момент сдавшись, просто расслабилась и только тогда смогла по-настоящему погрузиться в чтение и стала с большим интересом следить за изысканиями детектива и за его логикой. Наверняка, будь я исторически подкована, получила бы от «Дочери времени» огромное удовольствие и оценила бы её на высший балл. Однако и без нужного багажа знаний за моими плечами книга смогла меня увлечь. Это дорогого стоит.

Пишет Тэй очень хорошо, с лёгким английским юмором, так что я обязательно продолжу знакомство с её циклом об инспекторе Гранте, но теперь уже по порядку. Да, «Дочь времени» пятая (предпоследняя) книга, но из-за её известности «АСТ» решило начать издавать цикл именно с неё. Это не страшно: «Дочь времени» прекрасно читается как обособленное произведение.

Всем любителям истории Англии мои настоятельные рекомендации.

P. S.
Баллада «И молвил рыцарь Ричарду-королю», написанная после роковой для Ричарда битвы при Босворте, причём написанная во вражеском стане как дань его мужеству. Та самая баллада, смысл которой Шекспир перевернул с ног на голову в своей пьесе: там король готов отказаться от королевства ради коня и спасения жизни.

«Увы, нам напора их не сдержать, —
Предатели подлые Стэнли сильны.
Властитель, нам следует отступать.
Вернёмся с приливом иной волны.
Свежая лошадь уж ждёт вас, сир.
Надеяться будем, что с новым днём
Победный праздновать станем пир, —
А вы вернётесь, чтоб быть королём».

«Корону ты мне на чело возложи,
Секиру подай — я страшиться устал.
Как королём я английским жил,
Так и погибну, во имя Христа.
Покуда вижу солнечный свет,
Ни шагу к бегству не сделаю я».

И он исполнил свой гордый обет, —
И отдал жизнь, но жизнь короля.

В 2014 году сотрудники университета Лестера провели изучение останков короля с использованием метода компьютерно-томографической визуализации. Исследования профессора антропологии Ги Рутти показали, что скелет Ричарда III сохранил следы одиннадцати ранений. Девять из них находятся на черепе. По мнению автора исследования профессора Сары Хейнсворт, травмы демонстрируют, что Ричард подвергся длительной атаке или атаке несколькими противниками с оружием периода позднего Средневековья. Смерть наступила в результате одного из двух смертельных ранений головы — одно, вероятно, от удара меча, второе, возможно, алебарды, полэкса или билла. Скелет имеет посмертные травмы, вероятно, «осквернительного» характера.

Такие дела.

P. P. S. Портрет Ричарда III, с которого и началось расследование инспектора Гранта.

картинка Dolores_C