Больше рецензий

8 марта 2024 г. 22:47

91

5 Спойлер Утопия Урсулы Легуин

1. Абсолютная свобода жизнедеятельности, только обходительство без духовенства

2. Победа над страданиями, стремление к простому счастью

"Они отнюдь не простаки, доложу я вам, хоть и счастливы постоянно. Это мы, в отличие от них, разучились выражать свою радость словами и даже искреннюю улыбку толкуем порой как нечто сродни атавизму."

Прослеживается критика философии Шопенгауэра:

"Увы, все мы подвержены одной скверной привычке, коей во многом обязаны высоколобым педантам, — привычке считать любое проявление счастья признаком безнадежного кретинизма."

3. Минимализм общественной структуры, отказ от материальных благ в виде денег, банков, бирж. Минимальный свод законов, отказ от монархии и рабства

"В Омеласе не ведают рабства, не пользуются мечами. Жители Омеласа  отнюдь не варвары. Мне не знаком свод законов их общественного устройства, но мнится — он краток до чрезвычайности. Как обходятся они без монархии и без рабства, так ни к чему им и наши биржи с банками, рекламные агентства, тайная полиция, ядерное оружие. И все же — повторюсь! — они отнюдь не простаки, не сладкогласные аркадские пастушки, не благородные дикари, не кроткие обитатели утопии."

Так, и не только, можно охарактеризовать утопию Урсулы Легуин и на первый взгляд кажется, что общество строится абсолютно безосновательно, словно читая эти строки, мы погружаемся в голову мечтателя и живём его грëзами какое-то время.

Но не всё даётся так легко и даже Омелас имеет при себе грех - жертву дитя, слабоумное, обессиленное, которое сидит в мрачном подвале в одиночестве, лишённое ласки, любви, человеческого гуманного обращения, общения. Постоянный запах смерди затуманивает разум и заставляет страдать маленькое беззащитное существо. Изредка в подвал приходят люди из Омеласа, чтобы подкормить невинное существо, которое обязано страдать ради благополучия утопии, выстроенной как в самой радужной сказке, да не радужная она вовсе.

"И поняли, что именно благодаря несчастью этого заморыша и знанию о его существовании так величественна архитектура Омеласа, так мятежна и нежна музыка его композиторов, так основательна наука. Именно поэтому в будущем они столь ласковы и заботливы с собственными чадами. Они знают: если бы не бедолага, жалобно скулящий в потемках подвала, то тот другой, что так виртуозно играет на флейте, не мог бы услаждать их слух музыкой, пока юные всадники во всей своей красе выстраиваются в стартовый порядок в первый солнечный день Праздника Лета."

Этот ребёнок и есть одна единственная жертва, которая приносится во имя блага и целостности всего человечества. Благодаря произведению Урсулы Легуин философия Достоевского становится ощутимее, зримее и теперь пред нами не только осознанность того, что почти каждый человек бы согласился на такую жертву, оборачивая наши ценности любви и миротворчества в лик бесформенный и очень жуткий, втаптывая наши добрые побуждения в грязь, а это уже сильно! Сложный духовный выбор стал зрим благодаря "Уходящим из Омеласа" , а общество счастливых людей становится более живым после появления ребёнка - одиночки.

Но почему произведение так называется? Всё достаточно просто. Люди в том обществе делятся на три типа :

Дети, которые не подозревают и не понимают

Люди, которые всё прекрасно осознают, но продолжают жить, принимая жертву, реальность, они закрывают на это глаза и живут в утопическом обществе, наслаждаясь каждым днём

И, наконец, третьи, которым больно за судьбу дитя, искренние в душе люди, не способные принять судьбу жертвы, но так же понимающие, что и разрушить жизнь миллионов они не могут, но пользоваться мучениями ребёнка они тоже не могут, поэтому эти люди уходят из Омеласа с глубокими мыслями, с потерянным ориентиром, то ли в горы, то ли в леса.

"И каждый из них уходит в одиночку. Наступает ночь, а они все бредут — мимо деревень, мимо светящихся окон, в бесконечную череду полей. По одному уходят они на запад или на север, куда-то в горы. Они уходят."