Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

6 марта 2024 г. 17:18

274

4 Костюмированная драма

Особая специфика скандинавских, в частности шведских, детективов обязует читателя к определенному настрою. Это такая любовь с прохладными нотками - мята и лёд, располагающие к неспешному развитию сюжета, вальяжному и медленному скольжению по сопутствующему социальному фону и противоречивому отношению к подозреваемым.

Мария Ланг не отступает от условностей канона - не нагнетает, не форсирует и не обостряет. Неоспоримое преимущество "Шелка и бархата" это время, шестидесятые, подчёркнутые идеальными линиями платьев и костюмов, пошитых к новому курортному сезону, премьере или торжеству. Ведь для убийства "шведская Агата Кристи" выбрала модное ателье и постаралась передать особую атмосферу "кулисья" и "закулисья", между всегда приоткрытыми дверьми комнаты закройщицы и пошивочной, тонко очерченным силуэтом манекенщицы и вечеринками с избыточным количеством алкоголя и сигарет. Впрочем, о вечеринках лишь мельком, для отражения среды существования и мотивации некоторых персонажей.

Главный же герой, а по совместительству неотразимый мужчина, Кристер Вик, инспектор криминальной полиции - терпеливо сопровождает любимую женщину в ателье мод. Столь отважный поступок, сравнимый лишь с посещением торгового центра в сезон распродаж, требует вводного пояснения. Устроился Кристер в элегантном салоне с мебелью густавианской эпохи, позолоченными зеркалами по стенам и бокалом хорошего шерри лишь ради Камиллы Мартин.

В этой истории все идеально для классического детектива. Начиная с огромного пустого дома без консьержа и заканчивая личностью первой убитой, Вероники Турен.
И сами убийства прописаны эффектно и, что удивительно, выдают мгновенно сериальную картинку - мрачный гулкий колодец подъезда, осторожный скрип двери, застывшие манекены, подсвеченные лишь светом уличного фонаря, ночные кошмары и груда белоснежного шелка на столе закройщика.
Эти яркие ретро-одежки так и просятся на экран...так же как и герои, совершенно уместные для особого мира "от кутюр", вычурного, громкого, для кого-то сдобренного рецептурными препаратами, для кого-то долгими часами работы. Погружение же в прошлое, а какой хороший детектив может обойтись без такого мотива как деньги, добавляет неприязни к образу первой жертвы. И расширяет круг подозреваемых совсем в стиле вышеупомянутой королевы жанра.

Общий спокойный фон, так узнаваемый в классических детективах, слегка подогрет небольшой погоней и любовной историей. И то, и другое разворачивают расследование в новое русло и приводят к ещё одному убийству. Менее кровавому, но более безжалостному и не предлагающему оправдания в виде самозащиты или той же страсти.
Как любитель классической формы в детективах, с большим удовольствием следила за развитием сюжета и откровенно сожалела о том что ворвалась в середину цикла о Кристере Вике, главном герое и инспекторе криминальной полиции. Это тот самый образ, который стоит отслеживать с самого начала и знакомиться с ним постепенно и кропотливо. Для понимания того как он работает, как живёт, как воспринимает окружение. Не бог весть какой сложности персонаж, тем не менее добротно и крепко "сшит", учитывая специфику предлагаемого расследования.
Мария Ланг, в свою очередь, начиная с социально-извинительной мотивации первого преступления удивила отсутствием таковой во втором. Тем самым подчеркнув, на мой взгляд, свое отношение к любому убийству, без оглядки на причины подтолкнувшие к совершению.

Это детектив, который довольно бережно относится к своему читателю, не скрывает улики и предлагает расследование наравне с представителем полиции. А ещё, в очередной раз, подтверждает что особого разнообразия в мотивации не существует, все те же извечные - деньги и любовь.

Читаем классику вместе. Литературный турнир "Театральный сезон".
Команда "КЛУЭДО на гастролях" в прежнем составе Оля Penelopa2 , Таня tatianadik , Юля Uchilka , Наташа thali .
+
Книжная страна. Монополия.