Больше рецензий

alenushka22222

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2024 г. 16:57

515

5 Спойлер Хорошая английская классика

Сказать, что эта книга впечатлила меня – не сказать ничего.

Для начала, чтоб вы понимали, стоит ли вам начинать ее читать или нет, отмечу, что это хорошая английская классика. Я бы поставила этот роман на одну ступеньку с романами Джейн Остин и сестер Бронте)))
Роман состоит из трех частей. В том издании, что у меня – всего лишь 540 страниц.

Из всех прочитанных частей, набольшую загадку представляет как раз третья часть. Только когда я дочитала практически до конца, пазл сложился. Если честно, я уже давно так не сопереживала литературным персонажам, как в этот раз.

Это роман о большой любви, о большой глупости, о большой ошибке и подлости, о том, что справедливость все равно рано или поздно, но восторжествует. Лучше, конечно, рано.
Все-таки без некоторого спойлера в этот раз не обойтись, потому как мне ужасно хочется, чтобы вы хоть немного, но поняли мои эмоции от прочтения.

Представьте себе добропорядочное английское семейство. Обеспеченное. Благополучное. Казалось бы, живи да радуйся. Так и было, до некоторых пор. Но… Отец семейства всегда в работе (что с одной стороны похвально), частенько допоздна задерживается по делам, чем несколько огорчает свою супругу, которая понимает «уважительные» причины этих задержек, но, наравне с супругом, желает соблюсти внешние приличия и видимость благополучной семьи.

Мать семейства – вечно в своей мигрени (здесь я ее правда очень хорошо понимаю), но у нее это как-то уж чересчур. Ее практически никогда нет в социуме семьи. В связи с чем роль хозяйки дома зачастую исполняет средняя дочь Сесилия, девица не слишком прилежная в учебе (чтоб вы понимали, Кембридж не пошел ей на пользу), но вполне благовоспитанная, заботливая и в целом положительная английская леди.

Леон – старший сын, наследник. Обаятельный, благоразумный, очень добрый, но вместе с тем инфантильный молодой человек. Больше ничего примечательного про него сказать не могу.

Сесилия – средняя дочь. Учеба определенно не ее конек. Но, возможно, это просто еще одна форма протеста против того застоя, что образовался в кругу ее семьи, как ее курение. Девушка, определенно, с характером, в хорошем смысле этого слова. И то, как она повела себя в сложившихся обстоятельствах, только добавляет положительных бонусов к ее личности в моих глазах.

Брайони – младшая дочь. В самом начале романа (а это 1935-й год) ей 13 лет. Ребенок, который был рожден, чтобы мать семейства еще раз могла надышаться младенческим ароматом и потискать малыша. Это моя интерпретация, в романе описана несколько по-иному, но суть та же. А от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Девочка, которая, несмотря на любовь родителей, по сути, предоставлена сама себе. Обладает очень-очень-очень богатым воображением, которое, к сожалению, некому придержать. Ребенок в таком возрасте нуждается в большем контроле. И контроле именно со стороны родителей. Брайони, как раз тот человек, по чьей вине и произошли события, описываемые в романе.

Вы помните себя в 13 лет?
Если да, то представьте, что вам пришлось увидеть то, что не предназначено для глаз ребенка. Как бы вы себя повели в этой ситуации? Да, сейчас совершенно иное поколение 13-ти летних. И они, порой, знают даже больше, чем мы в 20-ть, 30-ть, 40,-к. Но я сейчас говорю о ретро поколении первой половины двадцатого века.

А теперь соедините все вместе. Чересчур богатое воображение 13-ти летней английской леди, которую некому приструнить, научить, занять чем-то иным. Потому как глава семейства много работает, а если не работает, то погуливает, делая вид, что работает. А мать семейства вечно в своей комнате. Брат и сестра заняты своими делами. Комната Брайони, как описано в романе, - мечта перфекциониста. Честно говоря, игрушечные звери, выстроенные в ряд в одном направлении меня несколько поднапрягли. Психолог определенно не помешал бы. Плюс девочка увидела то, что не должна была увидеть (ничего криминального, кстати, просто «кекс» между сестрой и одним молодым человеком). Но заоблачное воображение ребенка сделало свои выводы, и последствия оказались самыми судьбоносными.

Вы представляете, как глупость одного человека ломает всю вашу жизнь, разлучает с дорогими людьми. Ваша жизнь круто изменяется на 180 градусов. Именно глупость, а не ошибка. И я не стану делать скидку на возраст Брайони. Здесь налицо отсутствие здравого ума у девочки, должного воспитания, эмоциональной близости родителей, умения матери спустить её с небес на землю в нужный момент, умения и желания объяснить, что настоящая жизнь - это не роман с напечатанными страницами, это живые люди со своими взглядами и мыслями. И эти взгляды и мысли порой кардинально отличаются от наших собственных. При наличии всего этого - не случилось бы трагедии. И невиновный не понёс бы незаслуженного наказания.
Глупость ребенка, которого некому было поддержать и направить, сыграли роковую роль в жизни других людей, навсегда их сломав.

Автор романа мастерски выводит характеры персонажей. Если вы посмотрите экранизацию романа 2007г. с Кирой Найтли и Джеймсом Макэвой в главной роли, то вы не прочувствуете и десятой доли всего того, о чем писал Иэн Макьюэн. Экранизация очень поверхностная. Образы персонажей не раскрыты даже на десятую долю. Хотя, на мой взгляд, актеры на главные роли подобраны очень удачно. К тому же, по задумке режиссера, в фильме постоянно происходят какие-то скачки: сначала вы видите кульминацию сюжета, а потом то, что ей предшествовало. В книге все совсем не так.

Глупость ребенка стоила свободы возлюбленному ее сестры. В то время как настоящий преступник и его соучастница (по совместительству «жертва» преступления) предпочли промолчать.
Вторую часть романа мы видим глазами возлюбленного Сесилии, молодого человека по имени Робби. За плечами которого 3,5 года тюрьмы. Уже началась Вторая мировая война. И он пошел на фронт, чтобы наконец-то прекратить свое несправедливое тюремное существование. Франция во время Второй мировой войны представляет собой жалкое зрелище. И не удивительно для страны, которая сдалась на милость нацистам за, примерно, один месяц.

Кровь, смерть. Ремарк нервно пьет Кальвадос в сторонке, в то время как Макьюэн пишет об ампутированных конечностях, об изуродованных лицах, о ежедневных буднях сестер милосердия. Все это Франция 40-х двадцатого столетия. Боже. И это государство, возглавляемое то ли мальчиком, то ли непонятно кем, что-то там мнит о себе сейчас, почти спустя сто лет.

Третья часть книги – кульминация. Вы готовы? Третья часть – это очередной роман Брайони. Я понимаю, что сейчас то, что я пишу, непонятно. Но в этом и вся прелесть.))) Я могу рассказать вам, чем окончилась книга, не указывая на того, кто «убил очередного негритенка». И если вы прочтете роман, то поймете.
Мне стало горько, до слез. Из-за непрожитых жизней, из-за недолюбивших возлюбленных, из-за 59-ти летней епитимьи, 59-ти летнего искупления Брайони.
Но так бывает. И с этим ничего не поделаешь.