Больше рецензий

DownJ

Эксперт

АнтиЭксперт Лайвлиба

24 февраля 2024 г. 20:05

73

5

Китай, начало 20 века, в стране уже начались перемены, свергнута монархия, но в умах старого поколения все еще сильны суеверия, конфуцианская почтительность перед старшими как по положению, так и по возрасту, интересный момент в жизни страны с точки зрения истории. Главный герой Цзюе-хой член огромной разнородной семьи. У него есть два старших брата, Цзюе-синь и Цзюе-минь и еще парочка сестер, которые не очень влияют на сюжет. Все повествование крутится вокруг братьев. Каждый из них любил или любит и у каждого любовь складывается по-разному. Старший брат Цзюе-минь был влюблен в двоюродную сестру (для Китая, как оказалось, вполне нормальны такие отношения и браки), но по властному решению деда Гао без согласия он вступил в брак с другой девушкой, а его возлюбленная была отдана другому. Несмотря на то, что брак старшего брата сложился, он все еще хранит в сердце первую любовь, и когда девушка возвращается к матери, он осознает, что обе: и первая любовь, и любовь к жене одинаково сочетаются в его сердце. Средний брат Цзюе-минь так же любит двоюродную сестру, но его так же как старшего брата хотят женить насильно, с помощью младшего брата они учиняют бунт и отстаивают право среднего брата на любовь. Младший же брат взаимно влюблен в служанку. Счастье улыбается только среднему брату, обе девушки, которых любит старший брат умирают, одна от болезни, вторая при родах, возлюбленную младшего брата насильно решают сделать наложницей старого друга деда, и девушка принимает решение покончить с жизнью. Герои реагируют на события так же по разному, если старший брат выбирает путь непротивления, он подчиняется старшим, делает так, как ему говорят. Младший наоборот впадает в реакцию, он и за счастье старшего борется, и ругается с дядьями, участвует в студенческих бунтах, издает газету для молодежи, устраивает читальню, где обсуждаются новые идеи, и в конце выбирает побег из семьи. Средний же брат счастлив, он хоть и поддерживает младшего, жалеет старшего, но в целом видно, что ему в по-большому счету нормально. Мне кажется, это очень правдиво и реалистично, что если человека сопровождает комфорт, то он особо и не будет переживать или пытаться что-то поменять в своей жизни или уж тем более в жизни страны.

В книге много описаний традиций: празднование нового года, брачные договора, предсвадебные обряды, семейный уклад, посмертные ритуалы и погребение. Думаю, что книга интересна не только в плане исторических событий, но и в культурном смысле. Мне понравилась лиричность автора, действительно, его не зря называют китайским Тургеневым. У него нет призывов идти на баррикады, нет бессмысленных и кровавых событий, почти нет военных действий. За город бьются два разных военных комиссара, но это проходит почти мимо героев книги и почти ничего в их жизни не меняется, только женщинам запрещают стричь волосы, так как это тоже элемент бунта. Воздействие автора более тонкое, он так направляет эмоции, что кажется, что это именно твои эмоции и желания, только отбросив старые традиции можно двинуться дальше. Свободными его героев делает ни революция, ни армия, а расширение кругозора, образование и взятие ответственности за себя и за своих близких. Но ответственности не только материальной, но и духовной. При смерти дед понимает, что власть и богатство не приносят счастья, он ощущает себя одиноким, именно младшему брату-бунтарю он говорит, что ошибался на его счет и недооценивал его.

Судя по тому, как описаны женские персонажи, Ба Цзинь искренне переживал и не был рад положению женщины в Китае. На самом деле, кажется дикостью, но еще сто лет назад женщины не имели права стричь волосы, образование они получали только для того, чтоб удачно выйти замуж, а счастье зависело от отношения мужа к ним.

Роман этот, на мой взгляд, пример мягкой силы, это роман для того времени, для тех людей, кто еще был на перепутье и думал, а нужно ли что-то менять или проще остаться верным традициям. Но и сейчас можно найти параллели, нерешенные до сих пор проблемы и просто окунуться в историю и культуры Китая начала 20 века.